Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники несколько десятилетий назад, они быстрее решают логические и технические задачи, но реже удивляются, возмущаются, восхищаются и сопереживают. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, обучение чувствованию и воображению - это путь через игру, фантазирование.
Игра входит в жизнь детей и умело сочетается с другими видами деятельности, до конца дошкольного детства выполняет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В игре ребенок удовлетворяет свои психологически потребности - быть как взрослый. Играя, ребенок представляет себя взрослым, серьезным человеком: мамой, дочкой, шофером, парикмахером, продавцом, доктором. В играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя.Игра - отражение жизни. Здесь все как будто "понарошку", но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны,их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и медвежонок - только игрушки, но любит их живых. Малыш понимает, что он не "поправдашний" летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым капитаном. В сюжетно-ролевой игре дети имеют возможность применить свой опыт, знания, умения, так как здесь нет строгих правил и требований взрослого, связанных с получением определенного результата. содержание игры ребенок как бы "пропускает" через себя, усваивая разные типы взаимоотношений и некоторые нормы социального поведения.
Игры передаются из поколения в поколение, наполняясь новым содержанием, отражая современную жизнь. Возникает вопрос: "Учили ли нас играть?" Даже если не учили целенаправленно, то это происходило в общении со старшими детьми.В разновозрастных группах игра передается стихийным путем от старших младшим. Малыши смотрят как играют старшие дети, постепенно втягиваясь в общую игру - сначала как исполнители приказаний, инструкций более старших детей, которым недостаточно партнеров, а затем они становятся полноправными членами играющей группы. Малыши набираются игрового опыта, а старшие дети, подражая все меньше участвуют в жизни игровой группы. Этой постепенностью обеспечивается преемственность игровой культуры, ее сохранение.
Специалисты по реабилитационной работе в социальной сфере Недзельская С.В., Тахватулина Н.Н. |