Знакомство с пространством игрового поля.
(Учимся произвольно расставлять детали мозаики на пластине).
Сначала лучше проигрывать сюжеты, в которых используются одноцветные детали: синие – капли дождя, желтые – утята, цыплята, одуванчики… После этого можно предложить сюжет с деталями разных цветов: салют, листопад, цветы, разноцветные воздушные шарики.
Чтобы сделать«листопад», приготовьте 10 – 15 деталей разного цвета, положите на небольшой поднос, накройте легким платком. Сильно подуйте, скажите: «Вот какой сильный ветер дует!»
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает.
Подуйте вместе с малышом, снимите платок с подноса, скажите: «Смотри, здесь как будто разные листики! Мой желтый вот куда полетел!» прикрепите деталь кпластине. Спросите: «А твой листик куда полетел?».Называйте цвет«листиков», эмоционально комментируйте действия, приговаривая: «Листопад, листопад! Листья падают, летят!». Напойте песенку или расскажите стихотворение, это поможет создать определенное настроение:
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
В конце обязательно рассмотрите получившуюся картину, спросите, что делали, что получилось. Подобным образом из разноцветных деталей можно сделать красочный салют.
В таких играх малыш учится не толькоприкреплять детали, снимать их, переставлять, но и представлять, видеть в детали мозаики образ другого предмета (капли, снежинки, цветка).
Учимся расставлять детали вплотную друг к другу.
Иногда кроха случайно может расположить детали рядом и тогда получается сплошное цветное пятно. Не упускайте момент и пофантазируйте, на что похоже. Расположенные скученно синие детали напоминают озеро, разноцветные – клумбу. Покажите, как по озеру уже плывет уточка или кораблик. А к пестрой клумбе может прилететь бабочка или подойти кукла и понюхать цветы. Из деталей зеленого цвета можно сделать«полянку» для зайчат. А еще зеленое пятно может превратиться в «ягодную поляну. Для этого достаточно на зеленые детали положить несколько красных. Потом можно позвать мишутку полакомиться вкусными ягодами.
Каждый раз меняйте количество деталей мозаики, чтобы малыш мог заметить и установить связь – чем больше деталей, тем шире, больше получается цветное пятно.
Предложите сделать две«лужицы»: большую и маленькую. Подведите итог: для большой лужицы понадобилось больше «капелек», чем для маленькой.
Учимся видеть части пространства пластины – верх и низ.
Научить малыша определять верхнюю и нижнюю части игрового поля помогут «линейные»объекты – дорожка, ручеек, речка.
По нижнему краю поля выложите «речку», вверху – «солнышко». Спросите: «Что вверху?», «Что внизу?».
Для поддержания интереса к игре каждый раз усложняйте сюжет. Например, из деталей желтого цвета сделайте «гусят» или «утят». Вместе расставьте детали желтого цвета на синей полоске «реки». А из детали белого цвета сделайте «маму – гусыню» или «утку». Расскажите потешку:
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря, кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га, га-га-га!
Освоив линейное горизонтальное расположение деталей, приступайте к выкладыванию вертикальных линий. Для этого игровое поле разверните на 90 градусов. Только в таком положении можно ровно выложить вертикальную «дорожку». Чтобы заинтересовать кроху, расскажите историю про зернышко, из которого вырос стебелек, а потом распустился цветок, к которому прилетела «бабочка». Постепенно кроха освоит новый вид расположения деталей.
Научиться располагать детали друг за другом, и не только ровной линией помогут … веселые «гусеницы». На последней детали можно нарисовать глаза – «гусеница» оживет.Если их сделать несколько, можно сравнить по длине.
Материал подготовила Гаврилова Л.И., специалист по реабилитационной работе в социальной сфере.
|