Когда же начинать знакомить малыша с мозаикой? Вот несколько показателей, на которые вы можете опираться:
- У малыша имеется опыт наблюдений за явлениями природы и окружающего мира;
- Он понимает обращенную к нему речь, выполняет простые просьбы;
- Подражает жестам и простым действиям взрослых («пока», «ладушки», «дай»);
- Умеет действовать с предметами, соответственно их назначению (катать мяч, надевать кольцо на стержень, ставить кубик на кубик и т.д.).
Самая простая и доступная малышам уже с первого года жизни – крупная мозаика, детали которой представляют собой объемные шестигранники, напоминающие соты, а игровое поле - пластины без отверстий. Детали просто накладываются на выпуклые формы игрового поля. Такое крепление более всего соответствует уровню развития моторной ловкости пальцев ребенка и его зрительной координации. Успешность выполнения действия гарантирована, что очень важно для поддержания интереса ребенка в этой игре.
Привлекательность игры во многом зависит от взрослого, малыш будет с удовольствием играть с мозаикой, если вы будете:
- Играть вместе с ребенком;
- Начинать с самого простого, постепенно усложняя задания;
- Поощрять самостоятельность и инициативу ребенка;
- Использовать игровые ситуации, сюжетные игрушки, сюрпризы;
- Всегда хвалить и поддерживать положительные эмоции;
- В ходе игры беседовать с ребенком, задавать вопросы, рассказывать, обсуждать.
Не предлагайте малышу сразу сделать какую-нибудь сложную картинку по образцу, изображенному на коробке. Присмотритесь, в ярких деталях уже заключены образы. Зеленая деталь – листик, синяя – дождинка, белая – снежинка. Достаточно лишь произвольно расположить детали определенного цвета на игровом поле и у вас получится «листопад», «снегопад», «дождь». Малыш воспринимает мир эмоционально, поэтому представить безликий предмет каплей или снежинкой он сможет, если вы создадите этот образ, воздействуя на его чувства своими эмоциями, песенкой, коротким стишком, звукоподражанием, показом действий.
Знакомимся с деталями мозаики.
Первые игры с мозаикой лучше провести без игрового поля, используя как основу поверхность стола, дивана, пола. Это даст возможность ознакомиться с формой и цветом деталей.
Для первых игр достаточно по 5 деталей каждого цвета. Дайте крохе возможность все потрогать и рассмотреть. Поинтересуйтесь, какие детали понравились больше. Разложите их отдельно по цветам. Назовите цвет детали, покажите образец, попросите найти «такую же». Пока малышу важно научиться зрительно, различать цвет и находить подобный.
Играя с деталями, малышу взять много деталей, а себе возьмите одну. Предоставьте ребенку возможность визуально оценить количественные различия. Попросите его показать, где много, а где одна деталь. Для игры возьмите любимую игрушку (зайчика, машинку). Пусть теперь зайчик захочет, чтобы ему дали много деталей мозаики, он обязательно порадуется и поблагодарит малыша. Научите ребенка брать в руку только одну деталь, называя при этом количество, а затем в каждую руку по одной. Каждый раз спрашивайте, сколькоу него деталей (одна или много). Вскоре он научится определять количество и отвечать на ваши вопросы.
Малышу будут намного интереснее эти упражнения, если безликие детали превратятся в знакомые образы:«конфеты», «цыплята», «воздушные шарики». Покажите, как можно использовать детали мозаики в действиях с сюжетными игрушками: перевозить в машине, угощать кукол (использовать как предметы-заместители). Умение видеть, узнавать в одном предмете образ другого формируется при активном участии взрослого. Это умение является истоком развития воображения.
Итак, знакомство с деталями мозаики состоялось. Теперь важно показать, что и как из этих деталей можно сделать.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Л.И. Гаврилова |