Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Следовательно, главное в этом возрасте – его обогащение, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов. Вначале малыши только знакомятся с основными свойствами предметов, сравнивая их, подбирая одинаковые, запоминают названия, затем начинают различать их и наконец – пользоваться своими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для того чтобы процесс был более занимательный и увлекал получателей социальных услуг учреждения я использую различные игры, которые улучшают мелкую моторику рук в каждом занятии. Когда занятие проходит в игре ребенку легче запомнить последовательность движений. Очень полезными для детей станут такие игры:
Игры от 0 до года
Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика
Поглаживайте, растирайте, используйте специальный «колючий» мячик, сгибайте и разгибайте пальцы. Сопровождайте массаж пальчиков словами. Используйте русские народные потешки: «Сорока-белобока», «варите» кашку круговыми движениями на ладошке малыша. Вспомните «Ладушки», знакомые нам с детства.
Использование слингобусов. Слингобусы невероятно популярны среди молодых мам — и вполне заслуженно. Они не только красивые, но и развивают мелкую моторику малыша. Если ребенок чаще находится у вас на руках или в слинге, он будет перебирать можжевеловые бусины с разными видами обвязки.
Игры с лёгкими и удобными для захватывания и удержания погремушками
Предлагайте малышу привлекательные погремушки, покажите, как извлекать из них звук, используйте в своём общении с ребенком.
Игры от 7- 8 месяцев до 1,5 лет
Перелистывание книг-раскладушек
Поместите книги с яркими крупными иллюстрациями и твёрдыми страницами в зону доступа ребёнка. Сюда же можно отнести сенсорные книжки с разными окошками, кармашками, пуговками, тактильными вставками: пушистыми, шершавыми, гладкими, жёсткими и т. п. Возьмите книжки-пищалки, при нажатии на которые малыш слышит звук, что стимулирует его предпринимать попытки к воздействию на музыкальную часть вновь и вновь.
Игры с пирамидкой
Для начала научите малыша снимать и надевать кольца на стержень так, как ему хочется. Затем обращайте внимание на разную величину колец: находите самое большое колечко, затем — поменьше и самое маленькое. Раскладывайте кольца вперемешку, предлагая найти поочередно самое большое и самое маленькое. Стройте башню или дорожку. После 2-х лет предложите ребёнку соотносить размеры колец с закрытыми глазами.
Игры с матрёшкой
Познакомьте кроху с матрёшкой, рассмотрите её. Со словами «Матрёшка-матрёшка, откройся немножко!» откройте и покажите её сестриц. Подчеркните их различие по росту, покажите, как все матрёшки прячутся одна в другую. Предложите разобрать и собрать их самостоятельно.
Баночки с крупами
Возьмите баночки из-под детского питания, наполните их крупами, предложить малышу мерную ложку и мисочку. Дети очень любят пересыпать, перекладывать, запускать ручки в природный материал.
Игры от 1,5 до 3-х лет
Игры с банками
Ёмкости разного объёма пригодятся для подбора пар: завинчивания и раскручивания крышек с банок. А ещё можно определить, сколько шишек, желудей и орехов поместится в эти ёмкости.
Игры с веревками
После года малышей привлекают верёвочки с деревянными наконечниками и набор деревянных фигурок к ним
Игры-вкладыши
Дети 1-2-х лет с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Наборы полых предметов одинаковой формы и разного размера вкладыши — кубики, цилиндры, половинки шара — можно не только вкладывать друг в друга, но и построить башню.
Плоские вкладыши: от самых простейших — основных геометрических фигур — к фигурам животных с углублениями с соответствующими им фигурами. Полезно обвести пальчиком малыша по краю детали, чтобы он почувствовал углы, округлости, ровные линии разных форм и соотносил детали с нужным «окошком».
Объёмные вкладыши — домики, кубы — с прорезями разной формы и соответствующими деталями
Бизиборд для развития моторики
В 2-3 года непоседам очень нравится открывать запертые на разные замки дверцы и смотреть, кто же обитает в домике.
Игры с прищепками
Если у вас есть разноцветные прищепки, вырежьте из цветного картона круг жёлтого цвета — «солнышко», а малыш прикрепит к нему прищепки — «лучики». Аналогично можно играть с фигурой ёжика, павлином, ёлочкой.
Обращаю ваше внимание на то, что взрослые во время занятий должны заинтересовать ребенка, проводить занятие в форме игры для детей – самое лучшее на данном этапе. Так ребенок лучше запоминает информацию, ему проще повторить за взрослым в процессе игры.
Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она ребенку, что сформирует: принцип одноразовости, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному физическому и духовному развитию ребенка.
С уважением, специалист по реабилитационной работе Е.Н.Бакланова
|