Как изготовить логопедическую щетки "Ёжик"
1. Возьмите (купите) массажную щетку для волос с деревянными зубьями, с условием, что она должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка.
2. Выньте резиновую основу с зубьями, На обратную сторону резиновой основы приклейте кожу (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания "ежику" жесткой формы.
3. Возьмите резинку шириной 3,5 см и пришейте ее к "ежику", это способствует более плотному прилеганию щетки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведен).
1. Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса с использованием логопедической щетки "ежика" на каждой руке попеременно (игольчатая поверхность щетки в положении "б").
1.1. Прикасание поверхности щетки к различным частям тела ребенка (руке, щеке, груди), вызов положительных эмоциональных реакций с использованием игровых моментов "Поздоровайся", "Где ежик пробежал", "Большой и маленький ежик".
1.2. Легкие массажные движения (похлопывающие, поглаживающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа
"хлоп - хлоп моя рученька"
|
похлопывающие движения по ладони
|
поглаживающие - от кисти к локтю
|
"С горки - бух
на горку - ух"
|
поглаживающее - от локтя к кисти
|
похлопывающее - по ладони
|
поглаживающее - от кисти к локтю
|
похлопывающее - по локтевому суставу
|
1.3. Различение ровных и неровных поверхностей (гладкой - зеркала, тарелки, неровной - расчески, логопедической щетки) с использованием эмоциональных стимулов (ситуации успеха, сопереживания). Все последующие упражнения выполняются с использованием логопедических щеток на обеих руках (игольчатая поверхность в положении "а").
2. Упражнения на соотнесение ритмического рисунка стихотворного текста с ритмом движения.
Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отстукивая ритм обеими руками. Например:
/ / / / / / / /
"Тук, тук, я стучу, новый домик сколочу".
С безречевыми детьми это упражнение выполняется способом совмещенных действий, когда логопед проговаривает текст, отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка.
3. Упражнения с использованием звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.
3.1. Воспроизведение звукоподражаний с одновременным движением рук (отхлопыванием, отстукиванием): а) с наращиванием ряда:
тук,
|
хлоп-хлоп- хлоп,
|
тук-тук,
|
хлоп-хлоп,
|
тук-тук-тук.
|
хлоп.
|
б) с заданным количеством (один - много).
3.2. Со сменой темпа (быстро-медленно).
3.3. Со сменой ударения (громко- на ударных слогах, тихо - на безударных).
3.4. Со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений:
Звукоподражания
|
Движения
|
бом - бом
|
хлопки ладонью по столу
|
хлоп - хлоп
|
хлопки в ладоши
|
тук - тук
|
ребром ладони по столу
|
3.5. С изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий ( от легких касаний к интенсивному отстукиванию).
4. Упражнения с использованием слоговых рядов.
4.1. Проговаривание слоговых рядов с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога ( рукавички на обеих руках):
а) одинаковых - па-па-па,
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - па - па - па -па, па-па-па-па; па - па- па-па-па-па; па-па- па - па - па -па-па-па- па.
в) с наращиванием ряда та, та-та, та-та-та, та-та-та-та. Целью подобных упражнений является достижение координации голосоподачи и движений. Учет количества слогов и движений не производится в упражнениях а), б).
4.2. Проговаривание слоговых рядов:
а) со сменой согласных - па-па-та, па-та-ка, ка-та-па, та-па-ка;
б) со сменой парных согласных - ба-ба-па, ба-па-па, па-па-ба, та-да-да, та-та-да, да-та-та.
4.3. Слоговые ряды со сменой ударной позиции слога:
а) произвольно выбранного слога (первого или последнего в слоговом ряду);
б) со звонкими согласными в ударной позиции - ба-па-па.
4.4. Запоминание слогового ряда с отхлопыванием или отстукиванием каждого слога по речевому и двигательному образцу взрослого.
4.5. Проговаривание слоговых рядов со сменой движения:
а) Слоговые ряды со сменой гласных: па-па-пу, па-пу-па, пу-па-па.
Слоги со звуком "А"проговариваем, отхлопывая ладошками, слоги со звуком "У" - отстукивая по столу.
б) Слоговые ряды с ритмичной сменой гласных: па-пу-па-пу, па-па-пу-па-па-пу.
4.6 .Воспроизведение слога, слогового ряда с помощью образца движения. Логопед показывает движение руками и артикуляцию слога (беззвучно), побуждая ребенка громко повторить заданный слог, автоматизированный в ходе предварительной работы.
5. Упражнения с использованием слов.
5.1. Ритмическое проговаривание слова или звукокомплекса, контура слова (для безречевых детей) с одновременным движением обеих рук (отстукиванием, отхлопыванием):
а) с различной слоговой структурой,
б) с ритмической сменой "длинных и коротких" слов: машина - дом - машина - дом;
в) слов-паронимов: лак - лук, дом - дым, сова - сама.
5.2. Запоминание цепочки слов:
а) с опорой на зрительный анализатор (игрушки, картинки);
б) с наращиванием ряда слов (игрушек, картинок),
5.3. Соотнесение ритмической схемы с заданным словом ( картинкой). Дети вместе с логопедом отхлопывают слова различной слоговой структуры. Затем взрослый последовательно дает образец ритмической схемы слов этого ряда, предлагая детям соотнести схему со словом (картинкой).
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Т.Е. Камышанова |