- “Левши” часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
- Обычно это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с 3 лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из пластилина.
- У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
- Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
- Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
- Ребенок- левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.
Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.
Левое полушарие
|
Правое полушарие
|
1. Конкретное мышление
2. Математические вычисления
3. Сознательное
4. Правая рука
5. Речь
6. Правый глаз
7. Чтение и письмо
8. Двигательная сфера
|
1. Абстрактное мышление
2. Образная память
3. Бессознательное
4. Левая рука
5. Ритм, восприятие музыки, интонации
6. Левый глаз
7.Ориентировка в пространстве
8. Чувственная сфера
|
Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, тики, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ – ДОШКОЛЬНИКОВ
При работе с ребенком – левшой необходимо отказаться от переучивания, так как произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать.
Необходимо развивать согласованного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия по развитию моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.
При работе за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу так, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
Родителям и педагогам не следует акцентировать внимание ребенка на его леворукости. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.
Необходимо придерживаться установленного режима дня и следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.
Некоторые дети - левши лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья - образные сравнения.
Формирование пространственно-временных отношений у левшей-дошкольников задерживается по сравнению со сверстниками правшами.
Затруднено формирование вербальных и невербальных рядов. Так значительная часть рисунков левшей отличается зеркальностью, а положение элементов ряда относительно друг друга не отражает цели его построения.
Работа по формированию рядов должна осуществляться систематически в различных видах деятельности. При этом обращается внимание на направления ряда - слева направо. Маркированная браслетом рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.
Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов.
Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные картинки и т. п. Он проводится следующим образом:
1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).
2) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность (слева направо);
3) образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
4) образец открывается и проверяется правильность выполнения.
Полезно предлагать ребенку - левше разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление. Для закрепления логической последовательности событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.
При обучениилеворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует учитывать, что ребенок – левша лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения. Поэтому к «зеркальным» буквам ребенок сам может подобрать образ или сравнение и следить за правильностью написания букв в соответствие с образом.
При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда может стать причиной дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по соблюдению правильной последовательности и количества букв в слове и ошибок на уровне предложения.
При чтений левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем сам ребенок, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере А.В. Ситникова |