Осень чудесная пора. В осенний период, как и в любой другой, можно придумывать множество забавных, активных и развивающих игр для ребенка. Предлагаем сделать серые осенние будни яркими, красочными и познавательными!
Гулять с малышом нужно каждый день, свежий воздух очень полезен для здоровья ребенка. Не надо бояться начавшихся холодов и небольших моросящих дождиков. Заставить сидеть вас дома может только сильный дождь и ураган. А после дождика прогулка станет еще более эффективной, так как воздух наполнится свежестью. Особенно полезны прогулки после дождей детям, страдающим аллергией, так как в это время в воздухе концентрация аллергенов минимальна.
Прогулки должны проходить на чистом воздухе, подальше от проезжих дорог и трасс. Если есть возможность, отправляйтесь с малышом в ближайший парк.
По дороге в парк я расскажу тебе про осень
По пути в парк вы можете обсудить с ребенком наступившие время года (осень). Начните рассказывать ребенку, о том, что начинает происходить с природой в этот период года, почему листочки поменяли свой цвет и что такое листопад. Расскажите, что солнышко, поднимается все ниже и ниже, а день становится короче. Осенний дождик уже не такой, как летний, он более длительный и моросящий. Погода становится все прохладней с каждым днем и это отражается не только на растениях, но и на животных. Все звери начинают готовиться к предстоящей зиме. Например, белочки, рассовывают по дуплам деревьев орехи и желуди, собирают грибы и развешивает их на ветках, чтобы к зиме они засохли. Кроме этого белочки еще и утепляют свои жилища. Они затыкают травой и мхом щели в своих гнездах. Лисы утепляют свои норы. Медведи ищут теплые берлоги. Зайцы ищут место для зимовки под густым кустом. Ежик зарывается в листья. Осенью исчезают насекомые, они прячутся в кору деревьев или в землю.
Расскажите, что птицы, которые питаются насекомыми - ласточки, трясогузки, стрижи, зяблики, улетают в теплые края, так как кушать им становится нечего. А с нами остаются зимовать воробьи, голуби, синицы, вороны и галки. Но, чтобы птицы, которые остались с нами не погибли, мы должны их подкармливать. В поисках корма они будут прилетать к нашему дому, поэтому мы можем сделать кормушку и положить туда еду для птичек. Кормушку можно сделать вместе с малышом из пакета молока или кефира, либо смастерить вместе с папой настоящий домик для птиц. Каждое утро кладите в кормушку свежий корм и увидите, с каким восторгом малыш будет ждать появления пернатых друзей в домик, построенным им самим. Отправляясь на прогулку, также не забудьте взять с собой корм для птичек. Чем лучше кормить пернатых друзей? Вкусным и полезным продуктом для птиц являются семечки подсолнуха (не жаренные), также можно кормить птиц зернами кукурузы, семенами арбуза, тыквы, дыни, просом, хлебными крошками (но только белого хлеба), кусочками несоленого сала.
Активные игры можно совместить с развивающими
Игра «Угадай чей – это листик?». Осенью в парке или сквере, где много различных деревьев, можно поиграть в игру «Угадай чей – это листик?». В начале соберите с малышом разные опавшие листочки. А затем попытайтесь к каждому листочку найти соответствующее дерево. Таким образом, малыш познакомится с новыми для него видами деревьев.
Мой веселый, звонкий мяч. Возьмите на прогулку мячик, он точно не позволит вам с малышом замерзнуть в любую погоду, при этом поможет оставаться бодрыми и веселыми.
- С ребенком помладше можно играть в игру «Угадай слово». Вы кидаете ребенку мячик и задаете вопрос. Например, спросите малыша, как его зовут, а ребенок должен ответить и кинуть вам мячик. Затем, вы задаете следующий вопрос и снова кидаете ребенку мячик и т.д.
- С малышом постарше можно эту игру усложнить, то есть, вопрос задаете не только вы, но и ребенок тоже. Ловя мячик, он отвечает на ваш вопрос, затем кидает вам мячик и задает свой вопрос, вы ловите мячик и отвечаете на него и т.д. Для такой игры можно придумать определенную тему, на выбор малыша.
- Можно просто кидать мячик друг другу и называть имена, овощи, фрукты, транспорт, животных, цвета и т.д. Например, выбираете тему "Фрукты", бросаете мяч ребенку, называя любой фрукт, малыш ловит, затем кидает вам и тоже называет, но уже другой фрукт, повторяться нельзя. Можно игру еще усложнить, например вы кидаете мячик и называете цвет, малыш ловит мячик и кидая вам называет, какой существует овощ или фрукт данного цвета
- Если ребенок изучает английский язык, то можно поиграть в следующую игру. Вы кидаете мячик и говорите любое слово на русском языке (самое простое, которое ребенок уже выучил), а ребенок ловит мяч и говорит это слово на английском языке.
В подобные игры с мячом можно играть сразу с несколькими детьми на площадке, тогда игра станет еще веселее и интересней.
Шлеп, шлеп, какая большая лужа. Как весело пошлепать по осенним лужам. Но, чтобы прогулки не были омрачены, промокшими ножками или ручками, заранее позаботьтесь о покупке качественных резиновых сапожек с утепленным чулочком (очень удобны сапожки с непромокаемой манжетой на голенищах, у которых в кулиску вставлен шнурок с фиксатором), непромокаемых штанишек и не забудьте взять запасные перчатки. Пусть малыш с удовольствием пошлепает по лужам, затем попросите его измерить глубину лужи. Для этого найдите палку, и измеряйте глубину разных луж, пусть ребенок попробует сам определить, какая лужа самая глубокая. Можно просто поискать самую большую или самую маленькую лужу. С малышом помладше можно кидать камушки в лужу и следить за кругами на воде.
Свойства. Во время прогулки обращайте внимания крохи на то, что все окружающие его предметы совершенно разные на ощупь, потрогайте кору дерева, расскажите какая она, шероховатая и т.д. Затем, пусть малыш потрогает скользкую железную горку, расскажите какая она гладкая, холодная и т.д. Ищите разные предметы, мягкие, твердые, мокрые, теплые, холодные и т.д. А можно закрыв глазки, передвигаясь с маминой помощью, отгадывать на ощупь предметы.
Мелок-помощник. Возьмите мелок с собой на прогулку. Найдите сухой ровный асфальт и нарисуйте несколько близко расположенных друг к другу кругов. В каждом круге напишите цифру, букву или геометрическую фигуру. Смысл игры такой, вы называете букву или цифру, а ребенок должен ее отыскать глазами и прыгнуть в нужный кружок. А если в этой игре учувствуют несколько ребятишек, то победит тот, кто быстрее всех отыщет нужный круг и прыгнет в него.
Прыжки в длину. Для этой игры, нужно найти место, где много песка, чтобы предохранить ребенка от падения на твердую поверхность. Проведите линию на песке – это будет старт, и от намеченной линии ребенок должен прыгнуть как можно дальше, затем отметьте место куда ребенок допрыгнул (начертите линию палкой на песке или вставьте в это место веточку). Кто дальше всех прыгнет, тот и победил.
Старайтесь на прогулке много двигаться. Традиционные игры в ляпы, прятки, классики, катание с горок и т.д. ни одного малыша не оставят равнодушными.
Собирайте листья, камушки, шишки, желуди, веточки, кору, любой интересный материал, который может вам пригодится для создания красивых поделок.
По дороге домой. По дороге из парка домой, можно поиграть в очень познавательные игры. Например, вы загадываете любой цвет, а ребенок должен найти любую вещь, предмет и т.п. окружающий его, данного цвета. Затем цвет загадывает ребенок, а вы находите предмет и т.д.
Также можно загадать букву, а ребенок должен найти любой предмет окружающий его, начинающийся на эту букву. Эти игры не только развивают внимательность, мышление, но и закрепляют изучение цветов и букв.
Осенний альбом. Во время прогулки старайтесь замечать любые изменения в природе. Можно запечатлеть ваши прогулки на фотоаппарат и потихоньку создавать свой тематический альбом, на тему «Моя осень» или зарисовывать после прогулки свои наблюдения. Таким образом, к концу осени у ребенка будет тематический альбом сделанный своими руками, кроме рисунков, в нем можно делать аппликации, вклеивать найденные в парке листочки и т.д. С ребенком постарше можно начать вести календарь изменения погоды, на каждый день.
Развиваем мелкую моторику малыша с помощью пальчиковых игр на тему «Осень»
Ветер северный подул:
«С-с-сс», все листья с липы сдул...
(Пошевелить пальцами и подуть на них)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»
(Постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил.
(Постучать кулаками по столу)
Снег потом припорошил,
(Плавные движения кистями рук вперед - назад)
Одеялом их накрыл.
(Ладони крепко прижать к столу)
Специалист по реабилитационной работе А.Л. Минченок. |