Реабилитация - это комплекс медицинских, социальных, психологических, педагогических, и правовых мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности пациентов
Инвалидизация ставит любого человека, а ребенка в особенности, в те жизненные обстоятельства, которые определяют качество его жизни и жизни его семьи.
Немаловажным условием компенсации является стабильное психо-эмоциональное состояние ребенка и его ближайшего окружения. Понятие «реабилитация» применительно к инвалидам основывается на решении проблем, связанных с проведением восстановительного лечения, которые становятся ведущими, первичными в едином реабилитационном процессе. За ними следуют психологические, педагогические и социальные проблемы, в решении которых специалисты нашего центра готовы вам помочь.
Учитывая то, что восстановительное лечение - это единый медико-психолого-социально-педагогический процесс, который включает в себя, помимо комплекса регламентированных лечебно-оздоровительных мероприятий, психологическую коррекцию и социальную адаптацию, направленные на формирование у пациента адекватного осознания себя в ситуации болезни, активное привлечение семьи, всех ее членов к процессу реабилитации. И это, прежде всего, - обучение родственников пациента проведению отдельных мероприятий медико-психологического характера и социализации больного.
Известно, что наиболее слабое звено в длительном реабилитационном процессе инвалидов – сложность реализации должного контроля за состоянием пациента и эффективности терапии. Вместе с тем хронический характер заболеваний, постоянная угроза обострений диктуют необходимость регулярного контроля эффективности проводимого восстановительного лечения.
Пациенты с ограниченными возможностями не только зависимы от микро - и макроэкологического и психологического окружения, они в значительной степени подвержены влияниям внешней среды, им порой, трудно противостоять ей. Нарушения в эмоциональной сфере у инвалидов являются распространенными и многогранными. У абсолютного большинства пациентов выявляются трудности общения в виде патологической стеснительности и замкнутости. Круг их общения ограничивается фактически только близкими людьми. Инвалидность, полученная в результате длительного хронического заболевания или несчастного случая, неблагоприятно воздействует на формирование личности больных, на качество жизни пациента с ограниченными возможностями, а также их адаптацию в социуме.
Наиболее значимые факторы, снижающие адаптацию ребенка-инвалида:
- Эмоциональное напряжение
- Стресс
- Вторичные психологические симптомы, как результат влияния болезни на психику.
Эти симптомы усугубляют процесс дальнейшего развития болезни, затрудняют лечение и снижают эффект ремиссии. Совокупность этих факторов способствует формированию наиболее выраженных вторичных патологических состояний, таких как тревожность, депрессия, повышенная социальная восприимчивость, социальная дезадаптация.
Хронические заболевания часто создает определенные трудности в жизни больного. Повторяемость симптомов болезни, угрожающих жизни, формирует эмоциональное напряжение, психологические проблемы. Определенный стиль жизни не только больного, но и всей семьи, предполагает ряд ограничений. Восприятие пациентами этих "запретов" зависит от индивидуального осознания болезни.
Среди личностных особенностей больных доминируют эмоциональная неустойчивость, лабильность, склонность к истероидным реакциям, эгоцентризм, снижение способности к ролевому взаимодействию.
Страх приступов боли, удушья, гипоксии формирует тревожность, длительные депрессии. Нередко у больных личностные особенности включают сдерживаемую неадекватную агрессию, проблемы в межличностных отношениях, инфантильное поведение, обусловленное гиперопекой со стороны родителей, зависимость от мнения окружающих, требовательный характер.
Эти особенности могут оказывать влияние на формирование отношения пациента, страдающего хроническим тяжелым заболеванием, к своему состоянию и к терапии. Рекомендации по лечению воспринимаются ими как "навязывание" чужого мнения и часто не выполняются.
Выявленные нарушения эмоциональной сферы пациентов с ограниченными возможностями могут служить основой для разработки рекомендаций по психогигиене и психопрофилактике, а также психологической коррекции, как структурного элемента комплексной реабилитации.
Следует учитывать и тот факт, что люди с ограниченными возможностями, в абсолютном большинстве, имеют низкий уровень мотивации к активной деятельности и оправдывают свое нежелание заниматься собственным здоровьем. Они не видят смысла в самореализации на сегодняшний день, связывают свое будущее с заболеванием, а болезнь видится им большой преградой на пути к достижению своих целей.
Творческий подход в работе наших специалистов, реализующих этапы восстановительного лечения и реабилитации, выявление, анализ мотивирующих факторов и определение приоритетов в жизнедеятельности получателей социальных услуг с учетом возраста и пола, по нашему мнению, призваны обеспечить эффективность реабилитационного процесса в целом.
Специалистами, проводящим работу по восстановительной терапии, детально изучаются индивидуальные особенности мотивации пациента, что – является дополнительным инструментом социализации, как самого больного, так и его семьи.
ВОЗ рекомендует определять качество жизни как соотношение положения индивидуума в жизни общества, в контексте его культуры и систем ценностей, с целями данного индивидуума, его планами и возможностями.
Инструктор ЛФК Егорова В.Г. |