Не секрет, что для развития коммуникативных навыков ребенку важен опыт общения. Чем шире этот опыт и разнообразнее взаимодействие, тем лучше проходит социализация. Вдвойне это актуально для детей с особенностями развития, и родители таких ребят часто задаются вопросами, как их детям расширить границы коммуникации?
Дать ребенку право выбора.
«Благодаря взаимодействию со сверстниками дети начинают ориентироваться и понимать разницу в поведении: что значит, например, задираться, быть драчуном, что такое быть дружелюбным и договариваться. Несомненно, возраст ребенка имеет большое значение, но поведенческий арсенал — это прерогатива коммуникативного опыта. Здесь для формирования социально одобряемого поведения ребенку необходимы комментарии родителя»
Родителям, которые хотят создать для своих детей условия для расширенной коммуникации, специалисты дают несколько советов. Во-первых, нужно чаще создавать ситуации взаимодействия на детских площадках, позволяя ребенку самому найти детей для свободной игры, или приглашать в гости детей и организовать общие игры. Во-вторых, необходимо обращать внимание на интересы ребенка и погружать его в среду детей с близкими ему увлечениями: танцы, песни, спорт, лепка, рисование, робототехника. Подобрать ребенку командные секции, где он может оказаться успешным, — разумеется, учитывая его физические особенности.
«Если у вас есть домашний питомец, привлекайте ребенка к заботе о нем, к тренировкам и прогулкам. Часто дети на улице знакомятся и начинают общаться, если их питомцы хорошо ладят»
При этом стоит разделять понятия дружбы и ситуативной коммуникации внутри игры или игрового пространства. Дети могут увлеченно играть в активные игры, прекрасно общаться, но в статус дружбы подобное общение может не перейти.
«Не пытайтесь сдружить своего ребенка со сверстниками. Навязанная дружба не может быть искренней и быстро распадется»
Взрослые, конечно, могут включать своего ребенка в круг детей своих друзей, в коллективы секций дополнительного образования и спорта, однако следует помнить: выбор друга — это выбор самих детей, заставить дружить невозможно.
Вопреки распространенному мнению, что дети с ОВЗ имеют особенности в поведенческой и коммуникативной сфере, многие из них становятся хорошими друзьями.
«Позволяйте ребенку взаимодействовать с разными детьми, не ограничивайте его только узким кругом „хороших“ детей, но будьте рядом для безопасности и поддержки. Родителям важно снять собственное излишнее напряжение и дать ребенку возможность выбрать себе сверстников для общения — тех, с кем ему интересно».
Не только по интересам.
Взрослые, выбирая себе друзей, как правило, ищут людей, не только близких по интересам, но и тех, с кем можно построить доверительные отношения. Да, можно ошибиться или разочароваться, но это тоже будет опыт. Довериться другому — этому нельзя научить, взрослый может лишь создать условия для формирования этого чувства у ребенка, подвести его к этому ощущению. Для этого очень важны доверительные, поддерживающие, уважительные отношения в семье, честность, забота и искренность.
"Желание дружить — это не только про общение, это еще про проведенное время вместе. Дружить — это раскрывать себя и в чем-то показывать свою уязвимость. Поэтому дружбу нельзя навязать, нельзя заставить ребенка дружить с тем мальчиком или девочкой, которые нам, взрослым, так нравятся. Но поддерживать в ребенке желание дружить очень важно, даже если его выбор вам не по душе".
Специалист по социальной работе Пучкова В.А. |