Рекомендации специалиста
1. Многие аутисты мыслят образами. Образы – их первый язык, слова – второй язык. Для того, чтобы объяснить понятия «вверх» и «вниз», учитель должен показать их ребенку. Например, возьмите игрушечный самолет и произнесите слово «вверх», имитируя, что самолет взлетает со стола. Некоторым детям легче понять значение слова, если к самолету прикрепить карточку со словом «вверх» или «вниз».
2. Избегайте длинных глагольных цепочек в объяснениях. Люди с аутизмом плохо запоминают последовательность.
3. Многие дети-аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством и программированием на компьютере. Необходимо поддерживать и развивать такого рода способности. Очень важно поддерживать и развивать таланты ребенка.
4. Многие дети-аутисты любят концентрировать внимание на одном объекте, например, поезда или географические карты. Самый лучший способ использовать умение концентрироваться – это направить его на школьные задания. Если ребенок любит поезда – используйте поезда, чтобы обучить его чтению и счету. Читайте книги о поездах, придумывайте математические задачки с поездами.
5. Многие дети-аутисты испытывают проблемы с моторикой рук. Поэтому красивый и аккуратный почерк для них зачастую большая проблема. Это может ввести ребенка в депрессию. Для того, чтобы этого не произошло, разрешите ребенку печатать на компьютере, и он будет испытывать удовольствие от письма. Очень часто печатать для таких детей гораздо проще, чем писать от руки.
6. Некоторым детям-аутистам легче научиться читать фонетическим методом, для других проще запоминать слова целиком. Дети с эхолалией чаще лучше учатся, если вы используете карточки и книги с картинками, потому что в этом случае все слова немедленно ассоциируются с образами. Очень важно, чтобы на карточке рядом были картинка и слово.
7. Дети-аутисты нуждаются в том, чтобы мы оберегали их от резких звуков. Звуки, которые создают больше всего проблем – школьный звонок, школьное радио, спортивный свисток на занятиях физкультурой и звук сдвигания стульев. Зачастую ребенок может привыкнуть к звукам, если их немного приглушить. Ножки стульев можно обить чем-нибудь мягким или постелить на пол ковер, звонок заклеить изолентой. Боязнь неожиданно громких звуков может быть причиной плохого поведения. Если ребенок закрывает руками уши – это верный признак того, что звук травмирует его.
8. Некоторые гиперактивные дети-аутисты, которые находятся в постоянном движении, станут спокойнее, если надеть им утяжеленный жилет. Некоторое давление одежды может успокоить нервную систему. Для лучшего результата, жилет надо надеть на двадцать минут, а потом снять на некоторое время. Это предотвращает привыкание нервной системы.
9. Некоторые дети лучше поют, чем говорят. Они и отвечают на вопрос лучше, если этот вопрос им пропеть. Некоторые дети с особенной чувствительностью к звукам лучше воспринимают, если учитель говорит с ними шепотом.
10. Некоторые не говорящие взрослые и дети не могут одновременно воспринимать визуальные и речевые сигналы. Они как бы одноканальны. Они не могут слушать и видеть в одно и то же время. Их не надо заставлять слушать и смотреть одновременно. Им надо давать задание либо слушать, либо смотреть. Их незрелая нервная система не способна реагировать на слуховые и зрительные раздражители одновременно.
11. Зачастую дети и взрослые, которые не научились разговаривать, самым надежным способом познания считают прикосновение. Для них проще – почувствовать объект. Чтобы выучить буквы, надо сделать их из пластика и дать им потрогать. Для того, чтобы они поняли расписание дня, необходимо перед сменой занятий дать им потрогать объекты. Например, перед обедом можно дать подержать в руках ложку. Перед тем, как садится в машину, дать в руки игрушечную машинку.
12. Некоторые аутисты не понимают, что речь используется для общения. Обучение языку может упроститься, если с помощью языковых упражнений стимулировать общение. Если ребенок просит чашку – дайте ему чашку. Если ребенок просит тарелку, хотя на самом деле ему нужна чашка, дайте ему тарелку. Он должен понять, что когда он произносит какое-то слово, за этим следует конкретное действие. Поэтому аутисту гораздо проще понять, что если он использует неправильное слово, то в результате получает неправильный предмет.
Специалист по реабилитационной
работе в социальной сфере
Т.А. Григайтене |