Дошкольное детство – удивительно богатая пора. Каждый день, каждый час ребенок открывает для себя новое: знакомиться с новыми явлениями, овладевает новыми знаниями, движениям, учится понимать нравственный смысл поступков окружающих. Дошкольник талантлив, любознателен, активен. Все привлекает его внимание, вызывает желание исследовать, подражать, действовать.
Незаменимым спутником ребенка, его основной деятельностью является игра. Здесь он творит, отражая те стороны окружающей жизни, которые его заинтересовали, у него формируются моральные качества и нормы поведения.
В игре мальчик учится преодолевать трудности, напрягать свою волю для достижения результата, проявлять доброжелательность и гуманность в игровой ситуации. Наблюдая за ребенком, взрослый удивляется той настойчивости, с которой он добивается задуманного: попасть в мишень, построить мост, гараж, выполнить взятую на себя роль. Так складывается характер, формируются его интересы. Вот почему забавами детей следует управлять. И прежде всего создать условия, позволяющие ребенку заниматься за столом, строить на полу, играть с заводными игрушками, кольцебросом, кеглями. Надо найти время для совместных игр с дошкольником. Так в роли капитана папа учит сына выполнить распоряжения старшего, в роли строителя – они партнеры, вместе советуются, решают вопросы. Тем самым усиливается воспитательное воздействие общения, взаимоотношения приобретают доброжелательный характер. И если игры становятся разнообразнее, если в них ребенок проявляет упорство, смекалку, умение самостоятельно справляться с возникшими трудностями – значит, взрослый нашел правильный путь руководства его деятельностью. В игре нередко возникает необходимость потрудиться: задумал играть в моряка – потребуется склеить бескозырку, лодочку; сломалась постройка – разобрать строительный материал, сложить в ящик; играл в песочном дворике – вымыть игрушки, которыми пользовался. Все это – возможность вовлечь дошкольника в труд. Он тянется к труду, потому что хочет проявить себя подобно взрослому. Пусть его трудовые усилия будут пока незначительны, но они помогут мальчику осознать их потребность, обязательность, сформировать у него уважительное отношение к трудовой деятельности.
Необходимость одеваться утром и вечером переодеваться, убирать постель и игрушки, ухаживать за своими вещами становится постоянной заботой дошкольника, воспитывает у него аккуратность, чувство удовлетворения от чистоты и порядка в одежде, комнате. В семье возникает много поводов приобщить детей к труду: мама чистит овощи – ребенок, скажем, моет; бабушка убирает комнату – ребенок поливает растения; протирает влажной тряпочкой игрушки; папа ремонтирует книжную полку – мальчик подает гвозди. Здесь в естественной обстановке дети осознают необходимость труда, его значение для окружающих. И вместе со взрослыми они становятся членами семейного коллектива, где у каждого есть свои обязанности.
Уход за домашними животными, растениями, прививает мальчику бережное отношение ко всему живому, любовь к природе. Веселый котенок, цветущее растение, поющий щегол – все это не только забава. Он понимает, что труд и его результаты приносят радость.
Занятия развивают познавательный интерес дошкольника, заставляют работать мысль, будят фантазию: чтобы рассмотреть или нарисовать картинки, сложить узор из кубиков или первые слова, надо подумать, сосредоточиться. В течении дня смена игр и занятий переключает ребенка от наблюдения и труда, спортивным развлечениям. Так день вашего сына заполняется различной полезной деятельностью, в которой растет, развивается, готовится к жизни будущий школьник.
Специалист по реабилитационной работе Карцева Е.И. |