Все малыши хотят учиться. Но выполнение любого задания требует от ребёнка целенаправленных усилий, которые надо развивать и формировать задолго до школы. Нелегко бывает довести до конца начатое дело. Как же помочь им? Как разжечь в них огонек пытливости и жажды знаний? Ответ прост – строгие, сухие, скучные занятия математикой превратить в царство смекалки, фантазии, игры, творчества. И поможет в этом занимательный математический материал. Развитию внимания и сообразительности способствуют задачи-шутки, в которых имеются числовые данные, но производить арифметические действия не надо.
Например,:
У собаки Жучки родились котята: три белых и один черненький. Сколько всего котят родилось у Жучки? Или В вазе лежала одна конфета. К вечеру её не стало. Кто её взял, если в комнате были: кошка, рыбы в аквариуме,
дедушка и мальчик?
Умению внимательно слушать помогут задачи встихотворной форме.
Например,:
Под кустами у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
Или
Я, Серёга, Коля, Ванда –
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится?
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками.
Например,:
Составить два равных треугольника из 5 палочек или составить из четырех палочек квадрат, добавить 2 палочки и положить их так, чтобы получились четыре треугольника.
Развитию самостоятельности, нестандартного мышления,
нахождению нетрадиционных способов решения способствуют загадки.
Например,:
Пять братьев:
Годами равные,
Ростом разные. (пальцы)
Есть спина, а не лежит,
Четыре ноги, а не ходит,
Но всегда стоит
И всем сидеть велит. (стул)
Повысить готовность ребёнка к познавательной деятельности, вызвать интерес к интеллектуальным задачам, подготовить его к обучению в школе помогут логические задачи и упражнения.
Например,:
Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки? Или. В корзине лежат 2 яблока и 6 груш. Не глядя, достают из корзины 4 фрукта. Какими фруктами они все могут оказаться? Задачи на сравнение
Например,:
В три года Саше и Свете подарили по трехколесному велосипеду. Сейчас Саше 5 лет, а Свете 7 лет. Кто из детей получил велосипед позднее?
Или. У Кости 4 карандаша. Красный и желтый одинаковой длины, синий короче красного, а зеленый длиннее желтого. Какой карандаш самый длинный, а какой самый короткий?
Задачи на отрицание.
Например,:
На ёлке висят три фонарика – синий, желтый и голубой. Синий фонарик висит не на нижней ветке. Над ним висит желтый фонарик. В каком порядке расположены фонарики? Или. Три рыбки плавали в разных аквариумах: круглом, прямоугольном и квадратном. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме, желтая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зелёная рыбка? Точность и строгость математики как науки никак не должна выливаться в сухость её преподавания детям, отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а взрослые будут ждать из этого источника особенно волшебных историй.
Специалист по реабилитационной работе Минченок А.Л. |