В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий. Пространственные представления позволяют ребенку овладеть определенными частями речи, многими наречиями.
Схема собственного тела
Выполнение практических действий
- Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая).
- Поднять другую руку, назвать ее (левая).
У ребенка левши ответ будет обратным.
- Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога...).
- Соотнести с левой рукой части тела, назвать их (левое колено...).
- По просьбе показать, например, правую бровь, левый локоть...
Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки в схеме собственного тела.
Определение направлений в пространстве
- Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа.
- Аналогично — слева.
- Повернуть голову влево, вправо.
Графическое воспроизведение направлений
Продолжить развитие пространственных представлений можно в тетради в клеточку. Нарисуйте исходные точки на расстоянии 1-2 см в строчку для последующих заданий. Дайте инструкцию ребенку: от первой точки — нарисуй крестик снизу; от второй
сверху; от третьей — слева; от четвертой — справа (можно рисовать и другие фигуры).
Выполнение различных действий по инструкции, также хорошо пособствуют развитию пространственной ориентировки.
- Положи карандаш на книгу. Где лежит карандаш?
- Возьми карандаш. Откуда ты взял карандаш?
- Спрячь карандаш под книгу. Где он?
- Возьми карандаш. Откуда ты взял карандаш?
Можно использовать различные фигурки (кубики, треугольники, фигурки животных, шарики). И предложить ребенку положить на центр стола кубик. На него положить треугольник, то есть сверху. Слева положить игрушку и т.д.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Артюхова К.В.
Источник: Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил. |