Четверг, 09.05.2024, 06:56
  ГБУСО КО "Реабилитационный центр "Жемчужина"    
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Нам важно Ваше мнение: оцените качество услуг, предоставляемых специалистами учреждения
Всего ответов: 164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2023 » Январь » 31 » Развитие ориентировки в пространстве у детей с ОВЗ
17:01
Развитие ориентировки в пространстве у детей с ОВЗ

Развитие ориентировки в пространстве у детей с ОВЗ

У детей с ОВЗ отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Поэтому для всех категорий детей с ОВЗ в развитии большое значение имеет проведение ранней коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой взрослыми. Двигательная деятельность ребенка представляет собой наиболее широкие возможности для развития у дошкольников ориентировки в пространстве и координации движений, т. е. развитие психомоторных качеств у дошкольника.

Многие дети с ОВЗ отстают в развитии движений, с трудом воспринимают, запоминают части своего тела, долго путаются в определении направления. Они с трудом усваивают такие пространственные представления как вверху, внизу, слева, справа, сзади, сбоку, спереди, между. Кроме того, им трудно сложить из частей целое из разрезных картинок, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдаются стойкие проявления зеркальности при рисовании, на начальных этапах обучения письму. Дети путают правую и левую стороны, недостаточно ориентируются в планах- схемах, умении соотносить расположение реальных предметов со схемой.

В обучении детей пространственным ориентировкам на занятиях по физкультуре первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Ориентировка «на себе» включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.). На занятиях детям даются задания: покажите, где у вас – лоб, нос, уши, колени, пятки и т. д. в зависимости от возраста детей. Задание осложняется тем, что дети должны выполнять его при ходьбе. Ориентировка «на себе» формируется еще в младшем возрасте, но представляется необходимым включать ее в занятия и в старшей группе, поскольку некоторые дети на протяжении всего обучения путают правую и левую стороны.

  • Задания и упражнения по обучению ориентировке в схеме собственного тела:
  • Упражнение «Весёлые человечки». Глядя на карточки-схемы выполняют упражнения.
  • Игра «Вверху – внизу». Педагог предлагает детям поднять голову вверх и назвать, что они видят вверху (потолок, люстру, небо, солнце), затем опустить голову вниз и назвать, что они видят внизу (пол, ковер, землю, траву).
  • Игра «Кто впереди, кто сзади». Детям, стоящим в колонне, педагог поочередно предлагает назвать имена товарищей, стоящих впереди, затем товарищей, стоящих сзади.
  • Упражнение «Ходьба и прыжки». Детям предлагается идти или прыгнуть, по команде педагога:

– с поворотом на 90 и 180° в обе стороны;

– через предмет («вправо – влево», «вперёд – назад»), лежащий на полу (малый мяч, гимнастическая палка, стул), стоя к нему лицом, боком, спиной;

– с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастическую палку: с продвижением на разные расстояния от какого-то ориентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным движением (один прыжок вперед – через линию, другой – параллельно линии и т. д.).

  • Упражнение «Путаница». Педагог намеренно показывает не те движения или части тела, которые называет. Дети исправляют ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребёнок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребёнку) и контролирует их выполнение.

Следующая задача в обучении — ориентировка на внешних объектах («на любых предметах», «на человеке»). Пространственная ориентировка на любых объектах предметного окружения становится возможной, если усвоена пространственная ориентировка на собственном теле. Ребенок мысленно переносит ее на другие объекты (выделяет различные их стороны — переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху — голова, а внизу — ноги; впереди — лицо, сзади—спина; одна рука—справа, другая—слева). На основе полученных знаний дети знакомятся с пространственными направлениями «направо — налево».

Еще одна важная задача - научить детей сравнивать парнопротивоположные пространственные отношения и направления: «впереди — сзади», «справа — слева», «над — под», «под — за», «посередине — с краю», «вверху – внизу».

  • «Ходьба по контур фигуры» на полу изображают буквы, цифры, геометрические фигуры и предлагают пройти по контуру.
  • Игра «Умные дорожки»
  • Упражнение «Встань правильно»

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

Мартинкявичюс Н. А.

Просмотров: 81 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz