МЫШЛЕНИЕ
Основная форма мышления в среднем и старшем дошкольном возрасте – наглядно-образная. Но уже к трехлетнему возрасту у ребенка складывается способность к обобщению. К 4-м годам дети овладевают умением сопоставлять предметы по длине, высоте, ширине, начинают ориентироваться в пространстве и времени, различают времена года. Пятилетние дети успешно составляют из картинок группы предметов: овощи, мебель, одежду и пр. однако возможны и ошибки. Шестилетние дети уже могут считать до 10-20. У детей уже есть представление о делении на равные части, о понятиях меньше и больше, они запоминают последовательность дней недели, месяцев. Следовательно, к концу дошкольного периода уже формируются элементы логического мышления, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.
Игры и задания для развития логического мышления
Знакомство со свойствами предметов
Опиши предмет. Взрослый показывает ребенку какой-либо предмет или игрушку и просит описать его. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? Игра будет интересней, если ребенок придумает сказку об этом предмете или фантастическую историю, вспомнит, в какой сказке он упоминался.
Узнай предмет по описанию. Можно спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать его ребенку, его внешний вид, свойства. Если ребенок правильно называет спрятанный предмет (например, фрукт, сладость конфету, новую игрушку), то он получает его в подарок. Кто летает? Можно играть с несколькими детьми. Взрослый – ведущий. «Внимание. Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто нет. Я буду спрашивать, а ты сразу, без пауз, отвечай «Летает» – и показывай, как это делается, разведя руки в стороны, как крылья. Если я спрошу: «Поросенок летает?» – молчи и не поднимай руки. Итак, отвечай. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолет летает? Собака летает? Змей летает? Вертолет летает?»
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие - это целенаправленный активный познавательный процесс по формированию окружающего мира, чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.
Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая и т.д.).
Значение восприятия в дошкольном возрасте трудно переоценить
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире.
В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы.
Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими.
Восприятие предметов у детей с ЗПР является одной из самых низких познавательных активностей. Этим обусловлены особенности детей с ЗПР дошкольного возраста. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Процесс восприятия предметов у детей с ЗПР занимает больше времени.
Для того чтобы, психическое развитие ребенка проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окружающий мир.
Нашей задачей в обучении детей является необходимость закрепления полученных образов восприятия и сформированности их на основе представлений о воспринятом.
Большую часть информации мы получаем путем зрительного восприятия. Поэтому необходимо научить детей различать и ориентироваться в многообразии цвета, форм, видеть окружающий мир в движении, в развитии, научить ориентироваться в пространстве. Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, увеличивают словарный запас.
В своей работе над развитием зрительного восприятия на занятиях я использую следующие игры:
- «Наложенные картинки»,
- «Найди фрагменты»,
- «Сложи узор»,
- Блоки Дьенеша,
- «Нарисуй по точкам».
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, т.к. оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположения в пространстве. Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики рук. На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет огромное значение. Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки. Такое умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма. Таким образом, можно сказать, что с детьми дошкольного возраста должна проводиться работа по формированию тактильно-двигательного восприятия.
В своей работе использую следующие игры:
- «Мешочки» - можно сделать по 3 одинаковых пар мешочков, с разным количеством предметов.
Инструкция: - подбери пару мешочков с одним и тем же количеством
предметов.
- «Волшебный мешочек» - объемные и плоскостные предметы и фигуры большого и маленького размера, толстые и тонкие, длинные и короткие, одинаковые по размеру.
Инструкция: - определи на ощупь.
- «Коврик – правая и левая рука» - на полотно прикреплены детские перчатки разного цвета. Прикладывая руки к перчаткам, дети постепенно различают правую и левую руки.
- «Найди букву, цифру», «Найди животное, геометрическую фигуру» и т.д.
Окружающий мир богат многообразием звуков. Тренировкой слухового восприятия также уместно заниматься с детьми дошкольного возраста. Выполняя игровые упражнения, дети познакомятся со звуками русского языка, научатся их анализировать и синтезировать, разовьют фонематический слух и восприятие. От знакомства со звуком дети переходят к знакомству с буквой, которая служит зрительной опорой. Использую следующие игры и упражнения:
- «Чуткий слух» - ребенку нужно на слух определить количество предметов в коробочке (1-много-2).
- «Найди одинаковые по звучанию»,
- «Слушай и показывай» - соотнесение количества хлопков с количеством предметов.
- «Где звенит?» - близко, далеко, вверху, внизу, справа, слева (пространственная ориентировка).
Таким образом проходит работа по развитию восприятия, что благотворно влияет и на развитие всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Желаю удачи!
Подготовила специалист по реабилитационной работе Карцева Е.И.
(по материалам периодической печати). |