«Дыхание — это жизнь»
Аристотель
Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.
У заикающихся в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает для произнесения целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Наиболее частая ошибка — преимущественное использование во время речи верхнереберного или грудного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание.
Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:
• подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
• слишком большой вдох;
• учащенность дыхания;
• укороченность выдоха;
• неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
• неправильная осанка.
Дыхательная гимнастика
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом — на словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и прозы.
Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.
Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания реализуется через систему целенаправленных тренировок. Темп и ритм дыхания формируется в процессе упражнений (статических и динамических), которые выполняют сначала без речи, затем с вербальным сопровождением (при произнесении изолированных звуков, звукосочетаний, слов, фраз).
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
Обратите внимание!
При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:
♦ не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;
♦ не заниматься после еды;
♦ занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;
♦ не переутомляться, при недомогании отложить занятия;
♦ дозировать количество и темп проведения упражнений.
При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.
Рекомендации
♦ Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.
♦ Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
♦ Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.
♦ Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные).
♦ На одном выдохе произносить не больше 3—4 слов. Слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.
♦ В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.
♦ Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.
♦ Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.
Статические упражнения
Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для формирования речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи обусловлена целостным непрерывным артикулированием логически и интонационно завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.
Вначале проводятся дыхательные упражнения, направленные на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Некоторое время они проводятся без речи. Постепенно в эти упражнения включается речевой материал.
Упражнения приводятся в порядке освоения.
В процессе систематических ежедневных тренировок следует добиваться правильности, легкости, непринужденности их выполнения. Каждое упражнение повторять 3—5 раз.
Необходимо сочетать дыхательные упражнения с другими видами артикуляционной и релаксационной гимнастики, а также чередовать различные виды упражнений.
Специалист по реабилитационной работе Камышанова Т. Е.
- Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах, СПб.: Питер, 2004
- Выгодская И. Г., Успенская Л. П. «Устранение заикания у дошкольников», М.: «Просвещение» 2013 г.
|