Почему современные дети не любят и не хотят читать? Очень часто с таким вопросом обращаются за консультацией родители, чьи дети не просто не любят читать, а категорически не хотят того делать. И здесь само собой возникает вопрос: «А вы в детстве часто им читали?». И ответ всегда один и тот же: «Не часто».
Тогда как ребёнок мог научиться любить книги? Раньше, когда альтернатив у чтения было гораздо меньше, люди читали всей семьёй, люди читали всей семьёй, вслух, и радовались, что удалось ту или иную книгу.
Вот несколько советов, как сформировать привычку к чтению.
Первое и самое главное правило: родители должны сами читать. Читать и наслаждаться. И говорить ребёнку, какое удовольствие они от этого получают.
Второй совет: начинать читать малышу надо как можно раньше. Начиная с 6 месяцев надо показывать картинки в книгах и комментировать их. А потом читать потешки и сказки для самых маленьких. Иногда молодые мамы жалуются, что их дети не хотят слушаться. Когда им читают книги. В таком случае приобщать ребёнка к чтению надо постепенно. Сначала несколько строк, потом еще несколько, и со временем ему \то понравится. Только ни в коем случае не заставляйте малыша сидеть и слушать. Это может дать обратный эффект. И ещё надо помнить об одной особенности малышей: они часто простоя почитать несколько раз одно и то же произведение. Это важно. Значит, малышу нравится слушать именно эту сказку.
Третий совет: не надо экономить на книгах для самых маленьких. Они должны быть с высококачественными картинками. Это тоже доставит ребёнку удовольствие от общения с книгой.
Четвёртый совет: касается детей постарше, младших школьников. Родители думают,что если ребёнок уже научился читать, то пусть читает самостоятельно. Это не так. Надо продолжить читать ребёнку. Можно воспользоваться хитрым методом: почитать до самого интересного места и сказать, что сейчас не можете больше читать, есть неотложные дела, это побудит ребёнка прочитать несколько страниц самостоятельно. И не надо забывать, что чтение – процесс сложный для детей. И постоянный нажим и требования читать могут вызвать негатив.
Совет пятый: не торопитесь знакомить малыша с компьютером! Если ребёнка «подсадить» на компьютер в раннем возрасте, то приобщить к книге будет сложнее.
Гаврилова Л.И., специалист по реабилитационной работе в социальной сфере. |