Пятница, 19.04.2024, 04:40
  ГБУСО КО "Реабилитационный центр "Жемчужина"    
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Нам важно Ваше мнение: оцените качество услуг, предоставляемых специалистами учреждения
Всего ответов: 163
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Март » 11 » Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье.
22:38
Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье.


Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье?

Что такое нарушение речи?

Речевое недоразвитие у детей – это полное отсутствие речи или лепетное её состояние, либо развёрнутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Неговорящим может оказаться  ребёнок с диагнозом «Аутизм», «Детский церебральный паралич», «Умственная отсталость умеренная», «Общее недоразвитие речи 1 уровня у ребёнка с алалией». Дети с такими диагнозами являются инвалидами детства.

Алалия является одним из наиболее тяжёлых дефектов речи, при котором ребёнок практически лишён языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется. Что могут сделать родители в случае отсутствия активной речи у ребенка?

  Родителям необходимо:

- заниматься, разговаривать, играть с ребёнком дома;

- развивать общую моторику ребёнка (прогулки,  массаж);

- развивать мелкую моторику (рисование, конструирование);

- развивать речь ребёнка через ознакомление с окружающим;

Приёмы развития речи детей:

 - показ и рассматривание предмета («Вот …»; «Это …»);

 - выполнение действий с предметом («Едет, стучит, идет…»);

- просьбы, поручения («Неси, дай, покатай …»);

 -уточнение правильного произношения слов, словосочетаний, предложений, повторение за взрослым (вначале звукокомплексов);

-вопросы – ответы (Вопросные инструкции, нацеливающие варианты ответов. Рассказ: «Вова держит мяч. Ваня катит мяч. Дети играют.».  Вопросы: Кто держит мяч? Кто катит мяч? Ребенок показывает, если не может сказать.);

 - опосредованное общение через куклу (игрушку);

- комментирование действий.

В работе с детьми учитывайте следующее:

1.      Ребёнок познаёт мир с помощью взрослого путём подражания.

2.      В совместной деятельности ребёнка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.

3.      Чтобы новый материал закрепился, необходимо повторение.

4.       Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.

5.      Необходимо контролировать уровень сложности и длительность занятия.

6.      Необходима смена видов деятельности.

7.      Чтобы знания и навыки закреплялись, необходимо постоянно и активно их использовать в повседневной жизни.

8.      Детям необходима положительная оценка их деятельности.

Обычно неговорящие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берёт в свои руки взрослый. На первых порах не мучайте ребёнка требованиями «Скажи!», «Повтори!», а просто поиграйте с ним. Игра является наиболее эффективным средством пробуждения речевой активности детей, ведь в данном случае ее цель – не развитие и обучение, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

Игры для налаживания контакта с ребёнком:

- Дай ручку! («Давай здороваться. Дай руку!»)

- Привет! Пока! («Помаши ручкой. Привет! Помаши ручкой на прощание. Пока!»)

 - Хлопаем в ладоши («Ладушки»).

- Прятки с платочком.

- Прятки по комнате - Киса, Киса! Брысь! (Когда кошечку гладят, держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» - быстро спрячь ладошки за спину). Сорока-белобока, Коза рогатая.

Игры для развития общего подражания:

 -«Делаем зарядку».

- «Птички».

 -Выполнение действий с предметами и игрушками (куклы, мячи, кубики, машинки, лопатка, сачок).

 -Игры со стихотворными текстами («Мишка косолапый», «Заинька», «Водичка»); -подвижные игры.

Игры для развития физического (неречевого) слуха.

Послушаем:

- звуки природы;

- звуки, которые издают животные и птицы;

- звуки, которые издают предметы и материалы;

 - транспортные шумы;

- звуки, которые издают различные звучащие игрушки;

 - звуки детских музыкальных игрушек.

Игры для развития речевого слуха.

При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу – не слышу) к восприятию (что слышу).

- «Кто там?» - различение на слух звукоподражаний.

- «Кто позвал?» - различение на слух голосов знакомых людей.

 - «Парные картинки».

 - «Покажи игрушку».

- «Слушай и выполняй».

 Игры и упражнения для развития дыхания (плавного ротового выдоха): «Бабочка», «Ветерок», «Листопад», «Одуванчик», «Катись, карандаш!», «Воздушный шарик», «Весёлые шарики», «Плыви, кораблик!», «Уточи», «Бульки», «Мыльные пузыри», «Свистульки», «Подуй в дудочку».

Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз.

Этапы развития речевого дыхания:

- пропевание гласных звуков – «а», «о», «у», «и», «э»;

- длительное произнесение некоторых согласных звуков – «с», «з»,»ш», «ж», «ф», «х»;

- произнесение слогов на одном выдохе;

- произнесение слов на одном выдохе;

- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

- выразительный рассказ, пересказ текстов.

Игры: -«Пой со мной!»; -«Звуки вокруг нас»; -«Девочки поют» -«Сдуй шарик»; -«Насос»; -«Птицы разговаривают».

Развитие моторики. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребёнка. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша. Развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. Эффективный метод развития моторики рук – массаж; Занятия с предметами и материалами:

-разминать тесто, пластилин, грушу;

 -мять, рвать бумагу;

-сортировать мелкие предметы;

-пересыпать сыпучие материалы.

Создание речевой среды.

 Неговорящий ребёнок одним и тем же словом может обозначать разные предметы или действия. Это говорит о том, что он не понимает значения многих слов и путает те, что постоянно используются в обиходе. Работа над пониманием речи с неговорящими детьми не просто желательна, а необходима. Развитие у ребёнка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря. Ребёнок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнаёт много новых слов и выражений.

 Создание речевой среды включает в себя следующее:

- постоянный разговор с ребёнком (проговаривание с ребёнком различных ситуаций на прогулке, во время умывания, в совместной со взрослым игре);

 - единые требования к речевому общению с ребёнком всех близких взрослых (выполнять советы логопеда, который объясняет, как следует вести себя с ребёнком, что и когда говорить, как задавать вопросы, помогать ребёнку, создавать ситуации, в которых ребёнок будет вынужден пользоваться речью);

 - определённые требования к речи окружающих взрослых (правильность, чёткость, простота, повторяемость);

- постепенное усложнение речевого общения;

- организация специальных игр и упражнений.

Создание потребности подражать речи взрослого – ответственный момент в работе с безречевыми детьми. На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребёнка и его речи. Ответы ребёнка принимаются в любом виде. Главное - добиться того, чтобы ребёнок начал говорить. В качестве упражнений на договаривание слов и строк, используйте коротенькие стихи, рифмованные загадки.

Не забывайте похвалить и одобрить попытки ребёнка принять участие в игре. Но если малыш продолжает молчать, не стоит расстраиваться. Наберитесь терпения и обязательно продолжайте занятия – делайте паузы в текстах, а затем сами допевайте или договаривайте нужные сова и строчки. Придёт время, и ребёнок обязательно включится в игру.

Насколько обширны и разнообразны познания ребёнка, во многом зависит от уровня воспитания и образования ребёнка в семье. Деятельность по развитию речи и знакомству ребёнка с окружающим миром тесно переплетаются между собой.

Не фиксируйте свое внимание на речевом дефекте ребенка. Никогда  не говорите ему, что он плохо говорит или не говорит вовсе! Хвалите его за любую речевую инициативу, даже за «приборматывание».

Чаще используйте подбадривающее выражение «Давай вместе скажем!»

Не будьте «подавлены» речевым дефектом  ребенка.   Будьте непосредственны и благодушны. Обязательно верьте, что при условии применения комплексной медико-психолого-логопедической терапии и вашего активного участия  ребенок успешно компенсируется и станет говорить очень хорошо!

 

 

                                                                                                                                 Педагог логопед:  Камышанова Т.Е.

Просмотров: 1693 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz