Четверг, 09.05.2024, 12:41
  ГБУСО КО "Реабилитационный центр "Жемчужина"    
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Нам важно Ваше мнение: оцените качество услуг, предоставляемых специалистами учреждения
Всего ответов: 164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2023 » Январь » 31 » Что такое стимминг?
17:02
Что такое стимминг?

Что такое стимминг?

Стимминг – это поведение самостимулирующего характера, которое проявляется в повторении одних и тех же движений, звуков или действий с объектами. Чаще всего подобного рода поведение можно наблюдать у людей, страдающих РАС.

Стимминг (стереотипии, навязчивые и стереотипные движения и действия, аутостимуляция) у аутистов подавляет навык концентрироваться, следовательно, негативно влияет на образовательный процесс. Дети с РАС рассматривают стереотипии как полезное занятие, именно по этой причине отучить их от них достаточно сложно. Важно не просто устранить цикличные движения и действия, а определить связь между причиной и поведением и подобрать альтернативное действие.

Важно: часто дети занимаются самостимуляцией (стиммингом) со скуки, следовательно, рекомендуем подобрать для ребенка с аутизмом функциональные виды деятельности.

Виды стереотипий при аутизме

В ходе многочисленных исследований и наблюдений были определены следующие виды стереотипий:

  1. визуальная – слежение за огнем или водой, учащенное моргание, движение рук перед глазами;
  2. звуковая – закрывание ушей руками, издание неречевых звуков, скрип зубами;
  3. тактильная – царапание, трение кожи разнообразными предметами или руками, почесывание, моющие движения рук;
  4. вестибулярная – раскачивание всего тела со стороны в сторону или взад-вперед;
  5. вкусовая – облизывание предметов или покусывание;
  6. обонятельная – обнюхивание предметов, проявление интереса к нравящимся запахам.

Как остановить стереотипии у аутиста – практические советы

  1. За ребенком или взрослым с РАС необходимо внимательно наблюдать и вести дневник. В дневнике записываются время, предполагаемые причины и виды стимминга. Все свои наблюдения необходимо описывать максимально тщательно, они помогут составить полную картину причин и следствия.
  2. Просмотрите всю собранную информацию и проведите анализ. Ответьте на вопрос: «стереотипии проходят, когда ребенок получает вознаграждение (вещь, действие или просто внимание родителей)?», «стереотипия – это способ добиться желаемого или избежать определенных видов деятельность?», «стимминг появляется при резкой смене деятельности?».
  3. Составьте план, с помощью которого будет проводиться борьба со стереотипным поведением. Если поведенческие изменения происходят по причине желания получить вознаграждение – важно научить ребенка просить необходимое с помощью речи, символов, знаков, жестов и т.д.

Если поведенческая стереотипия – это сенсорная необходимость – рекомендуется подобрать несколько альтернативных методов удовлетворения потребности ребенка. Например, если ребенок нуждается в визуальном стимминге (махи пальцев перед лицом), можно включить яркие мультфильмы или использовать игрушки.

Если ребенок пытается с помощью стереотипии избежать определенных действий или ситуаций, важно попытаться мягко его переключить на иные виды занятий (переключение должно быть плавным и ненавязчивым).

Рекомендации и предупреждения

Первым делом проводится анализ чувств, которые аутист пытается простимулировать, только в таком случае можно правильно подобрать альтернативу стимулирующему поведению.

Стимминг можно заменить следующими вариантами самостимуляции:

  1. визуальной: мультфильмы, образовательные программы, глобус, калейдоскоп, лазерные указки, яркие шары и т.д.;
  2. звуковой: мультфильмов и программ, игра или прослушивание музыки на планшете, музыкальные игрушки;
  3. сенсорной: применение тканей с разными текстурами (тканевый массаж ног, рук, спины), игра с песком/глиной/пластилином, мягкие текстурные игрушки, душ (желательно с массажем);
  4. двигательной: батут, карусели, гамаки, фитболы, игрушки-качалки;
  5. запах: арома-свечи, аромамасла, ручки/карандаши с запахом, иные ароматизированные товары;
  6. оральной: жевательные конфеты, коктейли с соломинкой, продукты с кислым/сладким или горячим/холодным контрастом.

Когда необходимо уменьшить стереотипии

Стимминг часто оказывает препятствия в образовательном процессе ребенка и в процессе социальной адаптации. Некоторые разновидности самостимуляций могут наносить вред как самому ребенку, так и окружающим.

При первом проявлении стереотипных движений рекомендуется пройти полное обследование, так как они могут быть результатом определенных медицинских проблем: головных болей или иных дискомфортов в организме, о которых пациент не в силах (за счет своих особенностей) рассказать окружающим.

 

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

Щербакова Д. В.

Просмотров: 68 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz