Суббота, 27.04.2024, 03:21
  ГБУСО КО "Реабилитационный центр "Жемчужина"    
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Нам важно Ваше мнение: оцените качество услуг, предоставляемых специалистами учреждения
Всего ответов: 163
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Июнь » 16 » БАБУШКА ПРОСИТ СОВЕТА
17:43
БАБУШКА ПРОСИТ СОВЕТА

Каждый из нас, имея детей, внуков хочет, чтобы они выросли добрыми, вежливыми, воспитанными. В личной беседе бабушка одного из воспитанников выразила озабоченность по этому поводу: «Моему внуку уже  3 года. Я хочу, чтобы он вырос воспитанным человеком, с хорошими манерами. Меня возмущают молодые люди, с которыми нередко можно встретиться. Когда и с чего его надо начинать учить хорошему поведению? Сейчас много говорят о культуре, носят модную одежду – имеют «культурный» вид, а ведут себя часто так, будто и не слыхали о вежливом, добром обращении с людьми. Почему же это так?»

 Если мы будем самокритичны, то придется признать, что в воспитании навыков и привычек культурного поведения действительно есть упущения. Более того, многие из   нас должны начинать эту работу с самовоспитания.

         Не секрет, что нарушение элементарных правил поведения можно наблюдать среди людей самого разного возраста, самых разных профессий и различного уровня образования. Ибо, к сожалению, образование не делает поведение человека достойным. Мало знать правила поведения, нужно еще и следовать им на каждом шагу, во всех случаях жизни. А это и есть самое трудное. И делается это постепенно, систематически и постоянно.

         К.Д.Ушинский говорил в свое время, что воспитание без привычек – это здание, построенное на песке. Добрая привычка есть нравственный капитал, которым человек пользуется всю свою жизнь.

         С чего же начинать и когда?

         Лучше всего начинать еще до рождения ребенка. С создания благоприятной атмосферы в семье, которая предполагает и культуру быта, и уважительные, доброжелательные отношения между членами семьи.

         Как только ребенок начинает свободно говорить, его приучают благодарить словом «спасибо», приветствовать словом «здравствуйте», прощаться словом «до свидания». Это делают мама, папа, бабушка, соседи.

         Угостят малыша конфеткой и напомнят: «Скажи спасибо». Тренировка идет постоянно везде и всюду. Но правила вежливости, внимательного, доброго отношения к людям не умещаются в этих словах.

         Малышу доступны и такие: не шуметь, когда кто-то спит, болен; постучать в дверь, если она закрыта; громко не разговаривать, не смеяться на улице.

         Почему с усвоение этих правил дело обстоит хуже? Скорее всего, потому, что постоянное подкрепление этих правил должными поступками наблюдается далеко не в каждой семье, потому что оно требует от взрослых больших усилий.

         Однако кто оберегает себя от необходимых забот в деле воспитания, то обрекает его на самотек. Именно самотек бывает причиной таких положений, когда родители начинают разводить руками и спрашивать себя: откуда это взялось?

         Большая часть правил гигиены, вежливости, поведения в общественных местах должна быть усвоена детьми еще до школы.

         В некоторых семьях пытаются добиться этого бесконечными окриками: «Ты опять сел за стол с грязными руками?», «Кто за тебя зубы будет чистить?»…

         Но такая «форма воспитания» чаще всего вызывает у детей отвращение к правилам поведения, ибо с ними связывают неприятные эмоции. Чтобы избежать нудных разговоров, дети дома еще сделают то, что от них требуют, но за его порогом, совершенно игнорируют докучливые правила поведения.

         Как-то слышала и о таком способе воспитания некоторых привычек. Одна мама, на удивление всем соседям, добилась того, что ее 12-летний сын привык поддерживать строгий порядок в квартире и ее отсутствие.

         - Как бы поздно вечером я ни приходила домой, если сын не вычистил свою обувь, не вымыл посуду, я будила его, поднимала с постели и заставляла приниматься за эту работу.

         Конечно, упражнения сделали свое дело: сын привык быть всегда и везде аккуратным. Но отношение к матери стало холоднее.

         Многосторонние правила культурного поведения должны помогать людям поддерживать доброжелательные, чуткие взаимоотношения.

         Внук что-то говорит бабушке во время спектакля.

- Спросишь потом, сейчас ты мешаешь нашим соседям, шепотом говорит бабушка и прикладывает палец к губам.

         - Бабушка, дай мне мороженое, - просит он в автобусе.

         - Потерпи, съешь его дома. Здесь можешь кого-нибудь испачкать.

Правда, бывает и так, что один раз бабушка запрещает, есть мороженое в автобусе, а в другой уступит просьбе внука. Бывает и такое: то, что не разрешает бабушка, разрешают папа, мама. И в том и в другом случае привычка выполнять соответствующее правило поведения уже не выработается.

         Для прочного укоренения культурных привычек, особенно, когда речь идет о малышах, очень важно, чтобы правил, которым хотят приучить, было немного, чтобы они были доступны ребенку, а взрослые могли бы контролировать их выполнение.

         «Когда ешь, не откусывай больших кусков. Не разговаривай с полным ртом. Во время еды не прихлебывай громко. Окончив еду, ложку не облизывай. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, попроси передать».

         Ребенка 3 – 4 лет учить правилам поведения за столом целесообразно начинать с таких самых простых правил.

         Приучая ребенка к другим многочисленным правилам культурного поведения, следует исходить из принципа – от более легкого к более трудному.

         Давно замечено, что дети легче усваивают то, что им интересно.

Девочки, играя в куклы, умывают, кормят, одевают их, укладывают  спать, ходят с ними в гости, на прогулку.

         - Твоя Катя ложится спать. Напомни ей, что надо почистить зубы и сказать всем «спокойной ночи», -  говорит бабушка маленькой Оле. И Оля не будет воспринимать подобное «вмешательство» в игру как назидание или замечание. Но когда пойдет спать, то и сама не забудет почистить зубы и пожелать спокойной ночи.

         Позднее, к детям-школьникам требования к культуре их поведения значительно повышаются. Если в семье до школы недостаточно внимания обращали на формирование правильного поведения, ребенок приходит в школу с «запасом» плохих привычек. Они проявляются в его неорганизованности, неряшливости, грубости.

         Плохие привычки возникают сами собой, не требуя ни от кого  особых усилий. А вот бороться с ними, искоренять их гораздо труднее, чем своевременно прививать полезные. Вредные привычки имеют большую власть над человеком. И от одного только желания освободиться от них они не исчезают. Требуется немалое волевое усилие и ребенок самостоятельно без помощи и активного контроля взрослых не сумеет избавиться от вредных привычек.

         Бабушке 3-летнего внука посоветуем не откладывать со дня на день воспитание его культурного поведения, тогда оно даст хорошие результаты. И необходимо, чтобы вся семья включилась в это кропотливое дело, чтобы взрослые и в себе воспитывали те привычки, которым хотят научить ребенка.

Гаврилова Л.И. специалист  по реабилитационной работе в социальной сфере.

Просмотров: 448 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz