Психологическое здоровье ребёнка – это адаптивность и эмоционально - личностное благополучие человека.
Психологическое здоровье ребёнка зависит от многих факторов, таких как:
1. Семейное благополучие. Эксперты ВОЗ (всемирной организации здоровья) на основе анализа и многочисленных результатов исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
2. Очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребёнком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребёнка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты.
3. Эмоциональный контакт со взрослыми, родительский контакт с ребёнком – пожалуй, самое важное. Он требует сил, его не всегда легко осуществить из-за собственной усталости взрослых, но награда – доверие и понимание внутреннего мира ребёнка и его проблем, о которых вы узнаете первыми и сумеете помочь. Быть внимательным к своему ребёнку – знать это: О чём он мечтает, чем интересуется, как он чувствует себя в той или иной ситуации, с кем дружит, чего боится, чего хочет от Вас, от друзей, чем вообще наполнена его жизнь.
4. Социальные отношения. Общение в семье закладывает основу общения в большом обществе (друзья, воспитатели, знакомые). Именно родители учат ребёнка правильному общению с окружающими, для того, чтобы ребёнок научился налаживать связи с окружающими.
5. Самореализация. От умения налаживать благоприятные социальные связи, зависит успешная деятельность. А в различных видах деятельности происходит реализация потенциала развития ребёнка.
6. Самооценка и самоуважение. Преодоление неизбежных трудностей невозможно без хорошей самооценки и самоуважения. Только лишь в этом случае ребёнок может попросить помощи без ущемления своего самолюбия. Он ценит себя и окружающих и готов прийти на помощь, умеет преодолевать кризисы и «держать удар». Многие родители и сами страдают от низкой самооценки, проецируют на детей свои несбывшиеся мечты и надежды, забывая, что ребёнок – это отдельная личность со своими уникальными мечтами, желаниями и возможностями. Семья, в свою очередь, должна обеспечить поддержку.
Упражнения и игры, направленные на развитие доверительных отношений между родителями и детьми.
«Рисуем вместе»
Родители и дети совместно создают рисунок одним карандашом. Во время упражнения разговаривать нельзя. В итоге родитель анализирует, насколько действия с ребёнком были согласованы, что при этом чувствовал родитель и ребёнок.
«О чём я мечтаю?»
Родители и дети рассказывают друг другу, о чём они мечтают и с чем это связано. Родитель анализирует и обращает внимание ребёнка на то, есть ли у них общие мечты.
Успехов Вам и вашим детям!
Подготовила психолог в социальной сфере Кириллова Александра Вячеславовна |