Внешние причины агрессивности
Семья, в которой растет ребенок.
К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявлению агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.
Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка изменится.
Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Дети смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, ребенку необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.
Внутренние причины агрессивности
- Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.
- Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
- Высокая тревожность, ощущение отверженности.
- Неадекватная самооценка (чаще заниженная).
- Стремление привлечь внимание взрослых.
Признаки агрессии у детей:
- постоянно теряет контроль над собой
- постоянно пытается спорить, ругается со взрослыми.
- постоянно отказывается выполнять правила.
- постоянно специально раздражает людей.
- постоянно винит других в своих ошибках.
- постоянно сердится и отказывается сделать что-либо.
- постоянно завистлив, мстителен.
- чувствителен, резко реагирует на различные действия окружающих, нередко раздражающих его.
Делать какие-либо предположения о наличии агрессии у ребенка, можно тогда, когда на протяжении не менее шести месяцев в его поведении наблюдаются хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.
Вы заметили, что ребенок агрессивен.
Что делать?Как вести себя с агрессивным ребенком?
- Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
- Повышайте самооценку ребенка.
- Старайтесь чаще общаться «на равных», чтобы вовремя заметить тревожные «звоночки» и понять, чем они вызваны.
- Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
- Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!
(«Надо беречь природу», - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: «Чтобы не мешало на дороге».
«Драться нехорошо», - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: «Надо было дать сдачи»)
- За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.
- Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
- Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением или рисование, пение).
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
- Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
- Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности:
1.Бить подушку или боксерскую грушу.
2.Топать ногами.
3.Втирать пластилин в картонку или бумагу.
4.Посчитать до десяти.
5.Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
6.Вода хорошо снимает агрессию.
7.Комкать и рвать бумагу.
Игры для агрессивных детей
«Минута шалости» (психологическая разгрузка).
Взрослый по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает ребёнку шалить: ребёнок делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал взрослого через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.
«Обзывашки»
Для игры нужен небольшой мячик. Встаем с ребенком друг напротив друга и начинаем перекидываться мячом. На каждый бросок кидающий должен назвать соперника «обидным» словом. Правда, слово это должно быть условно обидное: не грубые ругательства, а обычные слова, например: «Мама редиска!» — «Ваня арбузик!» и т.д.
«Пылевыбивалка»
Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.
«Подеремся?»
Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Для создания веселой атмосферы можно включить музыку. Перед игрой договоритесь о правилах: драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто-то распускает руки или говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами.
«Обстрел снежками»
Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.
«Фейерверк»
Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.
«Катаем мячик»
Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить мячик именно по ним. Глубокий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо расслабляет все мышцы и успокаивает, поэтому дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.
«Шторм»
можно играть в эту игру во время купания, а можно просто набрать воды в глубокую и широкую емкость, вообразить, что это море, и предложить ребенку устроить шторм. Ребенок должен дуть на воду так, чтобы получались волны.
Список использованной литературы:
1. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
2. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком / Е.К. Лютова. - СПб.: Речь, 2002. - 190 с.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. - М.: Академия, 2003. - 448 с.
психолог в социальной сфере Григайтене Т.А.
|