Если не воспитывать детей самостоятельными, они вырастают в беспомощных взрослых, о которых до старости заботятся их родители, и сокрушаются при этом, что дети такие несамостоятельные.
О воспитании самостоятельности надо задумываться не тогда, когда ребенку пора идти в школу, это уже несколько поздновато, а гораздо раньше. Начиная где-то с кризиса 3 лет, у которого другое название – кризис «я сам». Название говорит само за себя. Именно в этот момент у малыша первое стремление к самостоятельности. И в этот момент самое главное родителям не столько развить самостоятельность, сколько не подавить ее.
На становление самостоятельности влияет несколько факторов, таких как характер, его темперамент и, безусловно, воспитание. К сожалению, взрослые часто требуют от ребенка самостоятельности не возрасту и выдвигают ему непосильные требования, а это ведет к неизбежному разрушению зачатков самостоятельности. Если ребенок способен принимать решения и достигать целей в рамках ведущей деятельности, то уровень его самостоятельности соответствует возрасту. А ведущие виды деятельности, согласно возрастной периодизации:
от 3 до 7 лет – действия с предметами;
от 7 до 14 лет – учебная деятельность;
от 14 до 18 лет – общение со сверстниками.
Поэтому требовать большего и невыполнимого от ребенка нельзя!
На какие моменты следует обратить внимание, развивая эту самую самостоятельность?
- Малыш должен четко представлять себе, для чего он будет делать то или иное дело. Например, всем известно, что малыши не любят убирать за собой игрушки. Для того, чтобы научить их делать это самостоятельно, надо объяснить, для чего это делать. Причем, объяснение должно быть не, только понятным, но и мотивированным, несущим для ребенка что-то приятное. В дошкольный период лучше всего помогает игра, потому что это ведущий вид деятельности в этом возрасте.
- Если ребенок не захотел или забыл что-то сделать, надо дать ему возможность пожалеть об этом, прочувствовать негативные последствия. Например, малыш забыл свою игрушку на детской площадке. Не спешите покупать новую и утешать его. Следить за своими игрушками ребенок уже самостоятельно может с 3-х лет, а если потерял, пусть «пострадает» без нее. И когда он будет просить новую, вы посочувствуйте ему, но не спешите покупать, высказывая свои опасения: вдруг и с новой игрушкой будет такая, же неприятность. Этот метод бывает достаточно действенным. Так же, когда в школьном возрасте ведущий вид деятельности – учебная, можно не напоминать ребенку о том, что надо приготовить доклад или еще что-то в этом роде, а дождаться, когда он получит за невыполненное задание замечание или плохую отметку, и наложить после этого штрафные санкции. Это поможет ему быть более внимательным к своим обязанностям, а значит, и более самостоятельным.
- Объем и содержание обязанностей ребенка должны быть оговорены заранее и конкретно. Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности.
- Прежде чем что-то требовать от ребенка выполнить самостоятельно, надо его этому научить, сформировать навыки! Это очевидно и в комментариях не нуждается, но именно об этом родители часто забывают.
И последнее, это то, что ребенка надо учить настойчивости в достижении цели, поддерживать его во всех его благих начинаниях и хвалить даже за минимальные успехи.
Специалист по реабилитации в социальной сфере Минченок А.Л. |