Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, одной из которых является страх.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
- неадекватными требованиями родителей к возможностям и потребностям своего ребенка;
- повышенная тревожность самих родителей;
- непоследовательность родителей при воспитании ребенка;
- предъявление ребенку противоречивых требований;
- аффективность (чрезмерная эмоциональность) обоих родителей или одного из них;
- стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей;
- авторитарным стилем воспитания в семье;
- гиперсоциальностью родителей: стремлением все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.
Рекомендации для воспитателей:
- не привлекать тревожных детей к соревновательным играм и другим видам деятельности, в основу которых ложится элемент соревнования;
- не подгонять тревожных детей с флегматическим и меланхолическим типами темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т.д.);
- хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения;
- не заставлять ребенка заниматься незнакомыми видами деятельности, вначале дать ему возможность просто посмотреть, как это делают его сверстники;
- использовать в работе с тревожными детьми уже знакомые им игрушки и материалы;
- закрепить за ребенком постоянное место за столом, кроватку;
- если ребенок ни на шаг не отходит от воспитателя, поручить ребенку «важную роль» его помощника.
Коррекционную работу с такими детьми проводят в трех направлениях:
- Повышение самооценки ребенка. Такие дети болезненно воспринимают критику, обвиняют себя в неудачах, бояться браться за новое. Им следует оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу, как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.
- Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Тревожные дети имеют мышечные зажимы в области лица, шеи и живота. Следует научить их выполнять релаксационные упражнения, а так же упражнения, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком.
- Выработка навыков владения собой в травмирующих ребенка ситуациях. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем. Наиболее широкие возможности для этого дают ролевые игры.
Советы для родителей:
- Выдвигать к ребенку адекватные требования, которые соответствуют его возможностям и потребностям.
- Не подгонять ребенка, давать возможность действовать в привычном для него темпе.
- Хвалить ребенка как можно чаще, даже за не очень значительные достижения.
- Следить за своим эмоциональным фоном.
- Требования к ребенку обоих родителей не должны вступать в противоречия.
- Родители в воспитании должны быть последовательны.
- Не сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей, только с его предыдущими достижениями.
- Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.
- Как можно больше общайтесь с ребенком, устраивайте совместные праздники, походы в кино, парк.
- Хорошо иметь дома животных, так как у тревожных детей повышена потребность кого-то любить и ласкать.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Н.Н. Руденко |