Воскресенье, 22.12.2024, 05:24
  ГБУСО КО "Реабилитационный центр "Жемчужина"    
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Нам важно Ваше мнение: оцените качество услуг, предоставляемых специалистами учреждения
Всего ответов: 188
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Главная » 2021 » Апрель » 9 » Стимминг
12:19
Стимминг

Стимминг - это самостимулирующее поведение, которое является повторяющимся движением тела или действием с объектом.

Стимминг очень часто сопровождает аутистические расстройства и является признаком существенного отклонения развития ребёнка. В то же время стимминг само по себе - это вредное явление, так как оно нарушает способность к концентрации и отвлекает внимание. Поэтому стимминг сам по себе может быть причиной прогрессирующих отклонений в развитии. Но остановить стимминг довольно сложно, потому что он ощущается аутистом как польза.

 

Стимминг может встречаться и у нейротипичных людей. Широко распространены такие особенности поведения, как стук пальцев по столу, игра со своими волосами и тд. Разница между нормальным стиммингом и стиммингом при аутизме состоит только в степени и частоте. В то время как любой нормальный человек может иметь привычку время от времени постукивать пальцами, аутичный человек будет прыгать и кружиться по комнате (что куда больше бросается в глаза), и он также будет делать это гораздо чаще. Возможно причина этого состоит в том, что посредством стимминга аутист пытается понять, как воспринимать все вокруг.

 

Стимминг – это больше, чем просто получение тактильной обратной связи. Все чувства человека нуждаются в калибровке. Так что ваш ребенок может ходить туда-сюда и издавать странные звуки или говорить сам с собой, просто чтобы услышать свой собственный голос. Это значит, что он пытается откалибровать свое слуховое восприятие. Все обычные маленькие дети делают нечто похожее – сначала они просто гуляют, потом повторяют чужие слова и фразы, потом говорят сами с собой. Когда ребенок более старшего возраста продолжает повторять одни и те же слова снова и снова или издает звуки – это просто попытка удовлетворить потребность организма в обратной связи. Таким же образом ваш ребенок может трясти различными предметами у себя перед глазами – это попытка откалибровать зрительное восприятие.

Однако когда аутичный восьмилетний ребенок постоянно делает то же самое, это кажется немножко странным и получает ярлык «самостимулирующее поведение». В реальности ваш ребенок старшего возраста просто делает то же самое, что и совсем маленький ребенок, он инстинктивно тестирует свои чувства. Как и в случае с совсем маленьким ребенком, аутичный человек не делает этого сознательно, он не выбирает стимминг. Это совершенно инстинктивный процесс, он происходит бессознательно, автоматически. Люди с расстройствами аутистического спектра часто страдают от сенсорной перегрузки. Важно, что «сенсорная» в данном случае относится не только к пяти основным чувствам. Плохие новости или внезапное изменение планов могут не казаться «сенсорными» для вас, но для человека аутистического спектра это внутренняя психическая перегрузка, и она вызывает сильный стресс. Самостимуляция предоставляет обратную связь, которая может отвлечь или подбодрить человека с аутизмом. Например, с помощью раскачивания, человек с аутизмом может направить свои психические, тактильные и вестибулярные чувства на другую задачу, и это отвлечет его от мыслей о том, что его беспокоит. Именно поэтому вы будете наблюдать увеличение самостимулирующего поведения ребенка во время стресса.

Следует заметить, что остановить стимминг бывает очень трудно, так как сам аутист часто не замечает аутостимуляций в своём поведении. Более того, он может нуждаться в этих стимуляциях. Однако ниже постараемся привести ряд практических советов, которые помогут уменьшить это вредное явление:

 

Внимательно наблюдайте за человеком, когда он в стимминге. Вы наверняка знаете о пользе ведения дневника, в котором вы записываете как живет ребенок с аутизмом - стимминг важная часть жизни аутиста, поэтому не забывайте отмечать все, что с ним связано. Обязательно отмечайте, что именно предшествовало стиммингу, сделайте запись о том, что аутист делал непосредственно перед тем, как началось это поведение. Опишите стимминг как можно тщательнее, а также обратите внимание на то, что произошло после того, как случился эпизод стимминга. Соберите несколько примеров различных поведений. Например, "Перед стиммингом: ребенок смотрел телевизор, папа выключил его. Поведение в стимминге: ребенок кричал и тянул папу за руку к телевизору. Результат: "голубой экран" был включен снова.

Просмотрите информацию, собранную для идентификации функции поведения. Это поведение аутиста демонстрирующее желание получить награду, это может быть сенсорная необходимость или просто способ привлечь ваше внимание. Является ли поведение аутиста при стимминге демонстрацией желания избежать деятельности или ситуации? Или является ли поведение следствием неожиданного изменения рутины? Ребенок был занят приятной деятельностью (например, просмотр мультфильмов), а затем лишен ее?

 

Создайте план для управления поведением аутиста. Если функция поведения является получением вознаграждения, научите ребенка с аутизмом просить предметы, используя символы, знаки или речь. Если функция стимминга является удовлетворением сенсорной необходимости, предложите более подходящие пути для удовлетворения этой потребности. Например, если ребенок машет пальцами перед своими глазами, он требует визуальной стимуляции. Дайте ему альтернативу, например, визуально стимулирующие программы для компьютера или простые игрушки. Если стимминг возникает с целью избежания ситуации, тогда научите аутиста просить перерыв в деятельности в спокойной манере, используя символы, знаки или речь.

 

В заключении приведём несколько простых рекомендаций, которые могут помочь в предупреждении появления самостимуляции. Основным подходом будет являться замена стимминга другими более подходящими вариантами стимуляции:

Визуальные: простые увлекательные игрушки - светящиеся шары, указки, юла, калейдоскоп, глобус, или, ТВ или видео, компьютерные программы и т.д.

Слуховые: музыкальные инструменты, радио, игрушки, музыкальные шкатулки, ТВ или видео, смартфон и т.д.

Тактильные: Душ с массажем, мягкие игрушки, предметы, которые касаются тела, массажер, песка, обрезки различных текстурированных материалов и т.д.

Вестибулярные или проприоцептивные: лошадка-качалка или кресло, мяч для терапии, гамак, качели, офисное кресло, горка, карусели, батуты.

Запах: товары, которые пахнут, душистые ручки и карандаши, ароматические масла, благовония, ароматические свечи.

Вкус и оральная стимуляция: кисло-сладкие контрасты, горячие и холодные контрасты, сильные ароматизированные чипсы или сладости, густые коктейли через соломинку, жевательная резинка или конфеты и т.д.

Надеюсь, что приведённые рекомендации помогут вам в борьбе со стиммингом.

 

 

 

Список литературы:

1.Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф,2006

2.Щепко Е.Л. Психодиагностика нарушений развития. Принцип дифференциаций. – М.: Академия, 2000.

 

                                                        Психолог в социальной сфере Фазуллин Р.А.

Просмотров: 176 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz