Нетрадиционные подходы
коррекционно – развивающей работы с детьми
Сегодня в связи изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всем мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого – педагогических проблем. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. Поэтому главное для этих детей – развитие эмоционального мира, т.к. именно эмоции могут служить способом познания мира, общения, насыщают жизнь красотой и богатством переживаний. Помочь в достижении цели может арт-терапия.
Арт – терапия – исцеляющее творчество («арт» - искусство, «терапия» - лечение). Арт –терпия – свободное творчество с применением различных методик и материалов, которые помогают детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы. Развивается мелкая и крупная моторика, пространственное воображение, формируется образное мышление, чувство цвета, композиции и ритма. Через творчество ребенок учится концентрации и расслаблению; прорабатывает сложные ситуации, находит выходы из них, избавляется от навязчивых страхов. Арт-терапия позволяет формировать позитивное отношение ребенка к учебной деятельности, активизирует познавательную, эмоционально-волевую, деятельную сферы.
Арт – терапия имеет ряд преимуществ перед другими формами психотерапевтической работы:
- арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний;
- арт-терапия доступна каждому, как ребенку, так и взрослому;
- арт-терапия – это творческий поиск;
- арт-терапия – как способ социальной адаптации;
- арт-терапия снимает разные проявления нестабильности настроения, тревоги, другие естественные проявления трудностей бытия.
Арт – терапия понимается, как «социально – психологическое врачевание»изменение стереотипов поведения и повышения адаптационных способностей личности средствами художественной деятельности. под средствами понимается использование изобразительной деятельности, музыки, танца, экспрессивных движений, драматического искусства, лепки. Ф.Ницше подчеркивал, что «здоровье – не свобода от болезни, а способность человека с ней справляться». Именно эта способность актуализируется в процессе изобразительного творчества.
Виды арт-терапии:
- изотерапия
- сказкотерапия
- музыкотерапия
- игровая терапия
ИЗОТЕРАПИЯ
Терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для психологической коррекции психосоматических нарушений у детей и подростков с проблемами в обучении и социальной адаптации.
Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, изменить самооценку и взаимоотношения с окружающим миром. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, т.к. требует согласованного участия многих психических функций. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих повышает самооценку и самопринятие ребенка с особыми потребностями.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Этим методом можно работать с агрессивными чувствами. Сказка для ребенка – это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, понять взрослый мир чувств и переживаний. Когда ребенок слушает сказку, он соединяет с образами сказки свой жизненный опыт. Используются следующие методы работы со сказками:
- Рисование по мотивам сказок. В рисунке проявляются свободные ассоциации.
- Проигрывание эпизодов сказки. Участие в них дает ребенку возможность почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
- Творческая работа по мотивам сказки. Сказка – это мысленная репетиция возможных форм поведения.
МУЗЫКОТЕРОАПИЯ
Обладает большой силой психического воздействия. Музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и встревожить, она способна придать нам в любой обстановке покой и движение, легкость и свежесть, вызвать то или иное эмоциональное впечатление. Музыкальная психотерапия вместе с арт -терапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов. Для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья используют классическую музыку:
для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
для уменьшения раздражительности, разочарования – «Кантата №2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт реминор» для скрипки Баха.
для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувстствия, активности, настроения – «Шестая симфония» Чайковского 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей –«Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
- повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония №5» Мендельсона.
ИГРОВАЯ ТЕРАПРИЯ
Ребенок в игре проигрывает, «примеряет» не использованные, не выбранные возможности. Именно это делает игру могучим средством социализации ребенка, приобщения его к нормам и ценностям общества. Игровая терапия развивает способности эмоциональной саморегуляции, облегчает выражения переживаний ребенка, проводит коррекцию и профилактику девиантного поведения.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Минченок А.Л. |