Специалистами была разработана система своеобразной «скорой помощи» при работе с гиперактивным ребенком. Вот главные ее постулаты:
- отвлечь ребенка от капризов;
- поддерживать дома четкий распорядок дня;
- предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность);
- задать неожиданный вопрос;
- отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка);
- не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
- не приказывать, а просить (но не заискивать);
- выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
- автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
- сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
- оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
- не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения;
- не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
Вы можете самостоятельно, наблюдая за ребенком в течение 2-3 месяцев, выявить есть ли у него признаки гиперактивности.
Основными проявлениями гиперактивности являются слабость концентрации внимания, двигательная активность, импульсивность. Американские психологи П.Бейкер и М.Алворд разделяют признаки гиперактивности на три блока и предлагают следующие критерии:
Дефицит активного внимания.
- непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;
- не слушает, когда к нему обращаются;
- с большим желанием берется за выполнение задания, но так и не заканчивает его;
- неорганизован;
- часто теряет вещи;
- избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
- часто бывает забывчивым.
Двигательная расторможенность.
- постоянно ерзает;
- проявляет признаки беспокойства;
- спит намного меньше, чем другие дети;
- очень говорлив;
Импульсивность.
- начинает отвечать, не дослушав;
- не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается;
- плохо сосредотачивается;
- не может дождаться вознаграждения, похвалы (если между действием и вознаграждением есть пауза);
- не может контролировать и регулировать свои действия;
- при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.
(гиперактивность у детей в возрасте до 7 лет подтверждается при наличии хотя бы шести из перечисленных признаков).
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Н.Н. Руденко |