Важно знать, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Ребенок так ведет себя не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии. Последовательное и спокойное приучение ребенка к внимательной работе, к сдерживанию своих импульсивных желаний и реакций является основной лечебно – воспитательной задачей, которая в конечном итоге приведет к успеху.
В общении с гиперактивным ребенком вы должны придерживаться следующих правил:
- Старайтесь избегать крайностей: вседозволенности, с одной стороны, и чрезмерной пунктуальности, с другой.
- В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивая его успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Избегайте запретительных слов «нет», «нельзя», все запреты обязательно объясняйте.
- Говорите спокойным, мягким голосом.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных объяснений используйте наглядные зрительные примеры.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашиванием, чтением).
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
- Избегайте, по возможности, мест скопления людей, пребывания в крупных магазинах, на рынках и т.п.
- Оберегайте ребенка от переутомления, так как оно ведет к снижению самоконтроля.
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, оберегайте вашего непоседу от общения с шумными, беспокойными детьми.
- Дайте возможность ребенку израсходовать избыточную энергию: полезна физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, спортивные занятия.
- Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Среди основных рекомендаций можно выделить несколько:
В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома. Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе.
У детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а поэтому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них пустой звук.
Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато хорошо реагируют на похвалу и одобрение.
За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (приготовление игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т.п.), должно обязательно следовать поощрение.
Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления народа. Следует следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, т.к. это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Руденко Н.Н. |