Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает. К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять. Пусть игры будут интересными, весёлыми, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения.
Игра-основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность.
1. «Слово на ладошке» Назвать слова, которые находятся у вас на столе, на потолке, в комнате, на лице и т.д.
2. «Что бывает?» Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зелёный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.
3. Скороговорки – «языколомки» необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
4. «Общие слова»
- назвать: фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
- назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это…
5. «Четвёртый лишний»
Назвать, что лишнее, и объяснить почему: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
6. «Посчитай» Считаем всё, что можно: посчитать: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок_ и т.д.
7. «Скажи наоборот»
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …,маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
8. «Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой - либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме: «Назови фрукт, название которого начинается со звука «А» (апельсин, абрикос, ананас…)
9. «Большой - маленький»
Ребёнку предлагается назвать ласково: ложка- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
10. «Назови, какой…»
Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
11. «Подумай и ответь»
Предлагайте детям словесные логические задачи: Чего в лесу больше: ёлок или деревьев?
12. «Подбери слово»
Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
13. «Расскажи сказку»
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям.
С уважением, специалист по социальной работе
ГБУСО КО «Реабилитационный центр «Жемчужина» Радько И. М.
Материал: интернет
1. Памятки для родителей по развитию речи
kopilkaurokov.ru›Дошкольное образование›prochee/pamiatki_dlia… |