Любовь к родной земле, ее традициям и истории прививается с детства. Пока маленькие дети верят нам и прислушиваются к нашим словам, необходимо с ними находить общий язык. Пожалуй, один из действенных способов объединить взрослого и ребенка – это сказка. Она создаёт необходимую гамму переживаний, особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости. «Сказка, – писал В.А.Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добро, то есть учит сопереживать».
С позиции литературоведения, педагогики, этнографии сказкам присущи:
- лексико-образная функция, то есть способность формировать языковую культуру личности, овладевать многозначительностью народной речи, ее художественно-образным богатством. Внешне лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. Сказочный мир увлекает, привлекает к сопереживанию героев, захватывает динамичностью событий;
- коммуникативная функция, развивающая социальные качества личности, ее способность к общению, пониманию, диалогу.
Привлекая сказку для работы по развитию речи, логопеды используют картинки – наглядные изображения предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам легче проводить с детьми живую, непринужденную беседу, активизировать их лексику. Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, связи человека с природой, предметным миром, стараются понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.
Сказка в работе с детьми, имеющими речевые недостатки, используется как средство обучения, развития и воспитания. Дети учатся думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, развивают речь. Обучение по сказке превращается в увлекательную игру, путешествуя вместе с героями сказки и опосредованно у ребенка формируются, уточняются детские представления об окружающем мире, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы. Яркие и интересные прозвища персонажей сказок (мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, зайчик-побегайчик), поступки и действия героев открывают детям мир человеческих взаимоотношений. По содержанию сказки связи между содержанием и каким-либо метким выражением (пословица, поговорка) дети приучаются мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение, нравственный урок.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Ольга Сергеевна Голубчикова
Используемая литература: Ивановская О.Г., Петрова Е.А., Савченко С.Ф. Теремок. Логопедическая сказка в развитии речи. Книга для логопедов, учителей начальной школы и родителей. СПБ, 2008г. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Читаем сказки с логопедом. СПБ, 2007г. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 2001г.
|