Первые сенсорные комнаты появились в России более 15 лет назад, и с тех пор сумели завоевать поистине безграничную популярность среди профессиональных психологов и педагогов, работающих с детьми. Растущий с каждым годом спрос на сенсорные комнаты объясняется тем, что они оказывают комплексное интегральное развивающее воздействие, стимулируют процессы внутренней мотивации и саморегуляции, формируют целостную картину мира. Кроме того, с помощью специального оборудования такие комнаты могут воздействовать на зрение, обоняние, слух, вестибулярные рецепторы и осязание детей, дать то, что им так не хватает — спокойствие и уверенность в собственной безопасности.
Оптимизация тонуса — одна из самых важных задач занятий в сенсорной комнате. Любое отклонение от оптимального тонуса может стать как причиной, так и следствием изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказаться на общем ходе его развития. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка. Оно сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для детей с гипертонусом характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что ведет к неравномерному психомоторному развитию.
Занятия в сенсорной комнате нужны детям чрезмерно утомляемым, эмоционально истощаемым, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями характера, с задержками психического и речевого развития, а также страдающим психосоматическими заболеваниями. На таких занятия детей обучают различным приемам саморегуляции, что помогает им преодолевать эмоциональное напряжение, барьеры в общении, лучше понимать себя и других. Занятия в сенсорной комнате способствуют сокращению адаптационного периода к условиям детского сада, развивают личностные качества ребенка, служат профилактическим средством отклоняющегося поведения детей.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Н.Н. Руденко |