С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку ребенку нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Помимо этого, с помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству. Загадка играет важную роль в развитии речи детей.
Загадки нельзя разделить на простые и сложные, ориентируясь на их восприятие детьми, однако строение загадок дает возможность распределить их по группам. Можно выделить следующие группы загадок:
1. Загадки-описания, в которых производятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действия.
«У кого мордочка усатая, а шубка полосатая? Кто часто умывается без воды? Кто ловит мышек? Кто любит рыбкой полакомится? Про кого эта загадка?» (Кот.)
«Без рук, без ног
По окнам стучится,
В избу просится». (Ветер.)
2. Загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета. Загадки этой группы считаются наиболее простыми.
Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину —
Хоть пиши картину. (Бобры.)
3.Загадки, в которых описание дается через отрицание.
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц.
С копытами, да не лошадь. (Осел.)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда наступят холода. (Шарф.)
4. Загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки.
Начинается на «о»
И кончается на «о».
Я хвораю, не гуляю,
Целый день гляжу в него. (Окно.)
Дополнительной подсказкой служит рифма — отгадка является последним словом текста загадки и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.
Я сегодня утром рано
Умывался из - под … (Крана.)
5. Загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет.
Вкусны — оближешь пальчики! -
Оранжевые мячики. (Апельсины.)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки. (Стол.)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки.)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз.)
6. Загадки-рифмовки.
Апельсины и бананы очень любят … (обезьяны);
У меня пропал носок, утащил его … (щенок);
В реке большая драка: поссорились два … (рака);
Подставив солнышку бочок, лежит на грядке … (кабачок).
7. Загадки-обманки.
Такие загадки также, как и загадки-рифмовки рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательными, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.
Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … лисица (белка);
Дочерей и сыновей учит хрюкать … соловей (свинья);
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (медведь);
По сосне, как в барабан, застучал в лесу … кабан или баран (дятел);
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это ... мишка (белка)
8. Загадки на смекалку.
От чего плавает утка (от берега);
За чем язык во рту (за зубами);
Сколько концов у трех палок? А у четырех? А у четырех с половиной? (6, 8, 10);
На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Кот);
Какой рукой лучше размешать чай? (чай лучше размешивать ложкой);
Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца? (3 минуты);
Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги? (2кг.).
С уважением, специалист по социальной работе
ГБУСО КО «Реабилитационный центр «Жемчужина» Радько И. М.
1.detsad-detctvo.ru › logopedicheskie-tropinki › news6547
Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и ... |