Слово «аутизм» происходит от латинского «autos», что означает «сам». Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком.
Дети с ранним детским аутизмом являются особой категорией, и для большинства из них музыка оказывается единственно возможной для них «линией связи» с окружающим миром в течение долгого времени. Ведь музыка не требует участия речи, столь трудной для большинства детей с аутизмом, а также она является тропинкой в мир чувств и эмоций.
На музыкальных занятиях педагог не ставит цель развития музыкальных способностей ребёнка. Логоритмика, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, пение и танцы направлены на решение значимых для развития ребёнка проблем, а именно: установление взаимодействия, контакта с педагогом и другими детьми. Важна также и роль родителя на начальном этапе знакомства – прежде всего роль наблюдателя, но не пассивного, а активно следующего за ребёнком.
На музыкальных занятиях возможны несколько вариантов для установления контакта:
а) сопровождение действия ребёнка музыкальным отрывком, исполняемым на каком-либо инструменте: бубне, погремушке, ложках;
б) совместная игра на музыкальных инструментах;
в) прослушивание любимых песенок из мультфильмов;
г) использование игровых и танцевальных элементов (танцуем как зайчики, топаем как мишки, летаем как самолётики…)
Используя на занятиях различные приёмы музыкально-игровой деятельности, педагог постепенно задаёт правила игры и побуждает ребёнка следовать этим правилам, благодаря которым происходит овладение ребёнком какой-либо формой поведения или выработку определенно навыка.
Чередуя различные виды деятельности, педагог выстраивает занятия на смене настроений (расслабление и возбуждение), переход от подвижных игр на спокойную, расслабляющую деятельность, не требующую физической активности.
Постепенно вовлекая таких детей на участие в праздничных мероприятиях, педагог преследует цель повысить их творческий потенциал, приобрести опыт взаимодействия друг с другом, что способствует развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере (музыка) Руденко Л.Ш.
Источник: https://infourok.ru |