«Все взрослые были сначала детьми, только мало кто из них об этом помнит» Эти строки из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери приходят на память, когда наблюдаешь с каким удовольствием, азартом играют дети.
Почему мы, взрослые, редко возвращаемся в мыслях в эту счастливую пору жизни? Это облегчило бы нам понимание детской души…
Плохо, когда играющих ребят гонят с глаз долой:
- Прекратите шуметь! Уходите куда-нибудь подальше. Покоя от вас нет!
Еще хуже, когда это делают родители. Сделал уроки, можешь отправляться на все 4 стороны. Беги играть с ребятишками. А где будет играть ребенок, с кем, в какие игры? Эти вопросы во многих семьях не кажутся важными, требующими пристального родительского внимания.
Вот почему хочется поговорить о роли игр в семейном воспитании, о том, что игры не только развлечения и забавы.
В чем же выражается роль игр в жизни детей?
Игра, как учение и труд, - это вид деятельности ребенка, в процессе которой формируется его личность.
Наблюдая за дошкольниками, нетрудно заметить, что они переносят в свои игры все то, что видят, замечают, слышат вокруг себя. Они «ходят», как мама и папа на работу; сидя на табуретке, изображают из себя шофера – как сосед дядя Миша; стряпают, прибирают, как бабушка. Копируют в своих играх взаимоотношения взрослых, которые их окружают.
Игры, отражая окружающую жизнь, развивают творческое отношение детей жизни. Они, исходя из своих первых наблюдений, из того, что им рассказывают, читают, сами выдумывают, дополняют своим воображением пока еще ограниченные познания. В этом легко убедиться, если присмотреться, как играют разные дети в одинаковые игры.
Одни мальчики, играя «в охотников», только бегают с палкой-ружьеми воспроизводят звуки, похожие на выстрел.
Другие «охотятся» на определенного зверя, рассказывают друг другу о его повадках – словом, входят в роль охотников, насколько позволяют разнообразные сведения, полученные от взрослых, из книг, кино.
Если взрослые проявляют заботу о расширении жизненных впечатлений своих детей, то это обязательно проявится в играх.
В игре дети начинают познавать мир, находят выход своей энергии, чувствам, учатся общаться с людьми. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Особая тяга детей к подвижным, спортивным играм тоже нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых. Двигаться ребенку необходимо так же, как и дышать. Дети всех возрастов гораздо больше устают от недостатка движения, чем от их избытка. Вот почему они далеко не всегда реагируют на окрики: «Перестань бегать!», «Прекрати возню!». Подвижные игры развивают силу, ловкость, выносливость, любовь к спорту.
Кроме сюжетно-ролевых и подвижных, есть еще одна группа игр, увлекательных и полезных для детей. Это игры, которые развивают внимание, память, наблюдательность, глазомер, смекалку - качества, необходимые человеку в учебе и в любом другом труде. Часто они носят характер соревнования и интересно проходят в семейном кругу.
- Кто правильно отгадает предметы на ощупь?
- Кто быстрее угадает предмет по 1 – 2 признакам? И т.д.
Существуют специальные сборники с описанием подобных игр. Они хороши тем, что не требуют особого инвентаря, особых условий, в них можно играть дома, в дороге. И наконец, они одинаково интересны и детям и взрослым, что очень важно.
Игра раскрывает ребенка с разных сторон, показывает, какие черты характера проявляются уже сейчас, за что его ценят друзья, за что осуждают. Вот почему игра помогает родителям вовремя обратить внимание на те стороны поведения, характера, которые нужно как можно быстрее пресечь (задавала, командир, ломака, подлиза, злюка, ябеда, плакса). Игра дает возможность родителям сравнить ребенка с другими детьми. И это очень важно, для того, чтобы в семье составить правильное мнение о слабых и сильных сторонах характера сына или дочери.
Итак, игры представляют большой интерес не только для детей, но и для взрослых.
Если родители в семье относятся к играм мудро, то они могут использовать их как средство , воздействующее на детей исподволь, без скучных назиданий.
Когда дети маленькие, например, в правильном отношении к игрушкам. Есть родители, которые засыпают своего ребенка новыми игрушками. Однако их обилие приводит к тому, что они занимают ребенка только в первый момент, а потом он их ломает, забрасывает. В таких случаях игрушка теряет воспитательную роль. Мы знаем, что в воспитании нет мелочей. Так вот покупка каждой игрушки – это тоже не мелочь. Ее надо обдумать, а купив, обыграть.
Маленькая Маша очень любит сказки, особенно про Красную Шапочку и Буратино. Купите ей куклу – Буратино, сшейте красную шапочку для куклы, которая у нее есть, и предложите поиграть в эти сказки. Красная Шапочка и Буратино скоро станут любимыми игрушками дочери. Если отец решил купить сыну игрушечную машину – самосвал или подъемный кран, то надо рассказать ему как можно больше об этих машинах, чтобы дать пищу для развития детской фантазии в игре.
Воспитательное воздействие имеют и игрушки-самоделки. Хорошо, когда дети любят мастерить что-то из глины, бумаги, картона,… Надо с большим уважением относиться к тому, что дети сделали своими руками, не считать это хламом.
- Ну, хватит возиться, иди сейчас же домой!
Такие приказы, обращенные к играющим детям, слышишь нередко. Как вмешаться в игру? Об этом надо подумать старшим.
- Когда пароход подойдет к пристани, пусть капитан идет ужинать.
Такое «подключение» взрослого в игру дает гораздо лучшие результаты, чем грубые окрики.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, особенно дома, поэтому не использовать ее - большое упущение. Игра требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени оторваться вечером от телевизора. Не сходить в кино, не поболтать лишний раз с соседями. Это ведь не самые большие «жертвы» из тех, что приносят родители. Все это окупится взаимопониманием и близостью с детьми.
специалист по реабилитации в социальной сфере Гаврилова Л.И. |