В возрасте 5-6 лет продолжается накопление пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных частей речи, ребенок учится грамматически верно строить свои высказывания, составляет рассказы из сложных предложений. Но всё же мы продолжаем играть в простые, но увлекательные и очень полезные игры, направленные на развитие речи старшего дошкольника.
«Кто может совершать эти действия»
Игра направлена на активизацию глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Например: идет – человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога… Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолет… Плывет – рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек.
«Ласковое слово»
Игра направлена на образование новых слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: стол – столик, ключ – ключик, шапка – шапочка, белка - белочка, книга – книжечка, ложка - ложечка и т. д.
«Что из чего»
Игра на закрепление в речи ребенка относительных прилагательных и способов их образования. Мама, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Рукавички из меха – меховые. Таз и меди – медный. Ваза из хрусталя – хрустальная. Дом их кирпича – кирпичный. Сок из свежей свёклы – свекольный. Темы для игры можно подбирать разнообразные, фантазируйте.
«Весёлый счет»
Игра направлена на закрепление и активизацию правильных окончаний. Взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное , но в сочетании с числительным «пять»
Например: один стол – пять столов, один заяц – пять зайцев, один слон – пять слонов.
«Кто чем занимается»
Мама, бросая или прокатывая мяч ребенку, называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Например: строитель – строит, повар – варит, готовит, художник – рисует, врач – лечит, парикмахер – стрижет, учитель – учит, маляр – красит и т.д.
«Скажи наоборот»
Игра направлена на расширение словаря антонимов. Есть два варианта .Первый вариант легче, так как ребенок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.
Например: дедушка старый, а внук… Дерево высокое, а куст… Море глубокое, а ручеек…
Материал подготовил специалист по социальной работе Пучкова В.А. |