Взрослые часто верят и надеются на то, что ребенок сам быстро усвоит важные правила поведения, общения, безопасности. А, делая замечание, говорят: «Ты что, сам не понимаешь?» Либо думают, что ситуация разрешится сама собой.
Однако многие вещи ребенок действительно не понимает. Ему не хватает для этого знаний, жизненного опыта, объяснений.
Почему у этого человека можно взять конфету, а у этого нельзя?
Почему с этими цветными бумажками можно играть, а те – не игрушка?
Почему ябедничать плохо, но о происшествии надо было рассказать взрослым?
Почему в прошлый раз над этими словами смеялись, а сегодня за них сделали резкое замечание?
Разве он плохо читал стишок на празднике?
А почему дома подтянуть колготки можно, а на выступлении в садике нельзя?
Раз, за разом сталкиваясь со странной реакцией взрослых, ребенок страдает. Часто он даже не может понять, чем именно вызвано недовольство. Ему не хочется быть плохим, особенно в глазах родителей. Но как избежать очередного позора?
Дети послушные, тихие могут стать мнительными, замкнутыми, запуганными. Такое тихое бездействие само по себе может раздражать окружающих – и самооценка ребенка будет падать все ниже.
Активные, общительные дети стараются добывать информацию из других источников. Они начинают приставать с расспросами к окружающим. Иногда их любопытство благополучно удовлетворяется. Но чаще малыши только ставят родителей в неловкое положение, тем самым вызывая новое недовольство. Что же, приходится мириться с тем, что родители – люди со странностями, и воспринимать их слишком всерьез не стоит.
Так что, дорогие родители и родственники, не ленитесь! Обязательно разъясняйте ребенку смысл вашего недовольства в каждой ситуации. Даже сложную проблему можно изложить простыми словами, на доступном ребенку языке. Если ситуация была неоднозначной, обязательно найдите за что похвалить ребенка. Никогда не ругайте его за незнание правил, если вы ранее их не объяснили и не убедились в их усвоении.
С уважением, специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Гаврилова Л.И.
|