Детский церебральный паралич очень тяжелое заболевание, которое связано с поражением двигательных зон и проводящих путей в головном мозге, поэтому у таких малышей возникают большие проблемы с развитием речи, слуха, зрения, общей и мелкой моторики. Окончательный диагноз - ДЦП (все вышеперечисленные нарушения в развитии крохи, которые вызваны повреждением у детей центральной нервной системы), врачи ставят после наблюдения за развитием и поведением ребенка в течение первого года жизни. Многие родители стараются помочь своему малышу в борьбе с этим страшным недугом.
Таким деткам бывает нелегко научиться сидеть, стоять и ходить в результате затрудненного формирования представлений о движении. По этой же причине у детей, страдающих ДЦП, нередко наблюдается и общее нарушение речи. Чтобы повысить внимание и освоить двигательные навыки помогут развивающие игры для детей ДЦП, которыми можно заниматься и дома.
Лучшим вариантом будут занятия в специализированных реабилитационных центрах под наблюдением группы узких специалистов, но не менее важно и в домашних условиях играть со своим ребенком и закреплять упражнения, освоенные в лечебных центрах.
Развиваем мелкую моторику
Для упражнений развивающих подвижность пальцев не нужно покупать или конструировать самим сложных приспособлений. Можно показывать движения по выбранной методике самим или это может сделать опытный преподаватель. Детки старшего возраста лучше усваивают и запоминают показанные упражнения, занимаясь в небольших группах по 2-4 человека. Но в некоторых случаях необходимы индивидуальные занятия со специалистами. Регулярные тренировки и занятия, направленные на развитие мелких движений пальчиками, способствуют точности выполнения изолированных движений, подвижности пальцев.
Проводить такие занятия в игровой форме необходимо как можно раньше. Упражнения следует выбирать в зависимости от возраста и сложности формы заболевания. В интернете и печатных изданиях очень много информации и различных методик, но оптимальным вариантом будет консультация специалиста, который непосредственно ведет вашего ребенка и владеет полной информацией о состоянии здоровья и развития вашего крохи.
Игры и упражнения.
Для лучшего восприятия и запоминания движений можно давать названия каждому заданию, но обязательное условие - оно должно быть понятно и знакомо детям. Перед началом занятий желательно помассировать ручки и пальчики малышей, а дети старшего возраста (по заданию взрослых) могут начинать со специальных «разогревающих» упражнений, разминая и готовя руки и пальцы к работе самостоятельно.
- «Моем ручки» - дети поочередно круговыми движениями охватывают кисти правой и левой руки.
- «Надеваем перчатки» - проводим от ногтя до основания каждого пальца правой руки собранными вместе всеми пальцами левой руки (и наоборот) начиная с большого пальца.
- «Снимаем варежку» - начинаем движение у основания кисти (охватываем поочередно правую и левую руку) и доходим до кончиков пальцев.
После этих упражнений или специального разогревающего массажа можно переходить к заданиям, которые направлены на развитие тонких движений пальцев.
- «Идет коза рогатая» - все пальцы кроме среднего и указательного сжаты в кулак. При этом кисть вытянутой руки поворачивают поочередно вправо и влево.
- «Зайчик шевелит ушками» - указательный и средний пальцы направлены вверх, их поочередно сгибают и разгибают (остальные при этом все время сжаты в кулак).
- «Здравствуй пальчик!» - в этом задании нужно поочередно коснуться большого пальца указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем. Когда дети смогут запомнить названия всех пальцев, можно усложнять и конкретизировать задания, меняя последовательность касаний.
- «Нарисуй в небе солнышко» - указательным пальцем «рисуем» круг, используя при этом как правую, так и левую руку. В дальнейшем можно делать это упражнение одновременно двумя руками.
Для лучшего восприятия задания и развития слуха необходимо сопровождать все движения в упражнениях понятными ребенку фразами или несложными стишками.
Инструкторы ЛФК Минченок А.Л., Егорова В.Г.
|