Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать речь. Так же важно различать и анализировать звуки речи – это умение называется фонематическим слухом. Для того, чтобы научить ребёнка правильно и чётко говорить нужно развивать у него слуховое внимание и фонематический слух.
Для формирования правильного артикуляционного уклада у детей с задержкой речевого развития немаловажное значение имеет фонетическая зарядка, которая используется для развития звуко-произносительных навыков, просодической стороны речи детей.
«Отгадай, что звучит?»
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, звенит бубен, погремушка, стучит карандаш о стакан и т.д.). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребёнок не видел сам предмет. А ребёнок должен постараться угадать, какой предмет издаёт такой звук.
«Найди игрушку»
Взрослый назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору и т.д.) и предлагает водящему найти её, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, погремушка, колокольчик, хлопки в ладоши). Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, если удаляется от неё – тихо.
«Кто играл на барабане»
Взрослый сажает на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, – громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
«Разговор шёпотом»
Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от вас на расстоянии 2 – 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом (например, можно попросить малыша принести игрушку).
«Слышим звон и знаем, где он»
Попросите ребёнка закрыть глаза (или завяжите шарфом) и позвоните в колокольчик: вверху, внизу, сзади, спереди. Ребёнок должен, не открывая глаз, рукой показать направление, откуда слышен звук.
-А-
1. Воздух в носик набирайся,
“А” теплее выдувайся.
2. Мишеньку качай,
“А” ему напевай!
А – А – А – А.
3. А – красивый звук какой
Ну- ка шире рот открой.
(В игре используется игрушка “мишка”. Звук “А” произносим мягко, спокойно на длительном фонационном выдохе).
-Э-
1. Мишка песню напевает,
Мишка ротик открывает.
Шире ротик открывай
И Мишутке подпевай:
Э – Э – Э – Э.
2. Мишка улыбается
И не напрягается
Улыбнись, “Э” протяни,
Подбородок опусти.
(В игре используется игрушка из кукольного театра - “Мишка”, с опускающейся нижней челюстью).
3. - Как поет козленок: МЭ – МЭ,
А барашек как поёт – БЭ – БЭ.
-И-
1. Посмотрите, как Петрушка
Тянет ротик прямо к ушкам
И скажите: И – И – И – И,
Ротик к ушкам растяни.
(В игре используется игрушка “Петрушка”).
2. “Песенка Ослика”
И – А, И – А!
Ослик так поет всегда.
3. И – И – И – И!
Эй, лошадка,
Нас вези.
И быстрее ты скачи.
(В игре используется игрушка “Лошадка”).
-О-
1. Шарик губками возьми,
“О” тихонько протяни!
(В зависимости от возраста детей берут шарики разных размеров (например теннисные). Использование шарика помогает округлению губ и выдвижению губ вперёд).
2. Курочка поёт
КО – КО – КО,
Не ходите далеко.
(В игре используется игрушка “Курочка”).
3. “Котик испугался”
Котик маленький гулял
И собачку увидал.
Ой! Ой! Ой! Ой!
Испугался котик мой.
(В игре используются игрушки “Собачка” и “Котик”).
4. Заболела куколка,
Надо ей поспать.
Заболела куколка,
Начала стонать.
О – О – О – О.
(В игре используется игрушка “Кукла”).
5. Покачайте головой: Ой – Ой – Ой!
Покрутите головой – влево, вправо, вниз: Ой, Ой!
-У-
1. “Куколка заболела”.
Плачет Уленька “Уа”!
Моя куколка больна.
(В игре используется игрушка “Кукла”).
2. “Паровоз мчится”.
Загудел паровоз - У! У! У!
И ребяток повёз: У! У! У!
3. “В лесу”.
Заблудились мы в лесу
И кричим: АУ! АУ!
4. “Позовём утят”
Ути – Ути – Ути!
5. “Позовём голубей”: гули – гули – гули.
-Ы-
1. “Гудок парохода”: Ы – Ы – Ы.
2. “Капризничаем”: ГЫ – ГЫ – ГЫ.
3. “Позовём цыплят”: ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП.
-Ф-
1. Ротик к ушкам растяни,
Губку мягко прикуси,
Длинный ветерок пусти!
Ф-ф-ф на выдох говори.
2. Ручки вверх поднимай,
Тихо носиком вдыхай,
Ручки вниз опускай,
Ф – Ф – как ветер напевай.
3. “Ёжик фыркает”:
Ежик по лесу бежал,
И грибочек увидал.
И от радости фырчал:
Ф – Ф – Ф – Ф.
-В-
1. Сильный ветер налетел,
Голосок у нас запел.
Ручку к шейке прижимай,
Голосочек подключай.
В – В – В – В.
2. Начинает вьюга выть,
В – В – В – ребятам говорить.
-П-
1. Открывает рыбка рот,
Да не слышно, что поёт.
П – П – П – П.
(беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения, смыкают губы).
2. Воздух в носик надувайся,
П-п-п-п сквозь губы прорывайся!
3. “Сосание из бутылочки”: П – П – П – П.
4. “Поцелуй мамы”: П – П – П – П.
5. “Телефон не отвечает”: ПИП – ПИ – П.
-Б-
1. “Б” легко произнеси,
Голосок свой подключи!
2. Баю – баюшки – баю,
Баю Любоньку мою!
3. “Машина сигналит”
Ехала машина,
И всем кричала.
- “Уйдите с дороги,
- Сигналю для начала”.
БИ – БИ – БИП.
-Т-
1. Губы улыбаются,
И не напрягаются.
В дверку постучим с тобой:
ТОЙ – ТОЙ – ТОЙ.
2. Строим домик для бельчат,
Молоточки стучат:
Т – Т – Т; Т – Т – Т.
3. “Испорченный барабан”:
ТЫ – ТЫ – ТЫ.
4. “Обожгли язычок”: Т – Т – Т.
-Д-
1. Мы построить дом хотим,
Работу язычкам дадим.
Молоточки мы возьмём,
Дружно гвоздики забьём,
Д – легко произнесём.
2. Строим домик для зайчат,
Молоточки стучат:
Т – Д; Т – Д; Т – Д; Т – Д.
3. “Замёрзли дети”: Д – Д – Д.
4. “Барабан барабанит”: Д – Д – Д; Д – Д – Д.
-С-
1. Кран откройся!
Нос, умойся!
Нос, умойся!
Воды не бойся!
С – С – С – С.
Тоненькая струйка льётся,
Тихо песенка поётся
С’ – С’ – С’.
2. Ручеёк в лесу поёт
И детей играть зовёт!
Губы к ушкам растяните.
С’ – С’ – тихонько говорите
И за ручейком бегите!
(Бег “змейкой”, имитируя движения ручейка, произнося звук [С’]).
3. Ручеёк бежал, в реку он попал
И рекою стал …
Река шире ручейка,
Вот такие берега.
Да и песенка другая,
Вот она какая –
“С – С – С”
За рекою мы пойдём,
Песенку её споём!
С – С – С – С.
4. Кто же так поёт –
СА – СА – СА?
Это к нам летит оса.
ОС – ОС – ОС –
Превращаю деток в ос!
В поле летите,
“С” говорите.
(Дети изображают полёт ос).
-З-
1. Вот большой комар летит
И сердито он звенит:
З – З – З.
Большой комар улетел,
Но кто – то, снова зазвенел!
Маленький звенит теплее,
Он, наверное, добрее!
З’ – З’ – З’.
З – З – З – я к вам лечу,
Очень я играть хочу.
Я не буду вас кусать,
В прятки будем мы играть!
-Ц-
1. Будем тихо мы сидеть,
“ТС” тихонько будем петь.
2. Успокой, Буратино, расшумевшихся кукол.
Ц – Ц – Ц – Ц.
Красивая и правильная речь – залог успехов и удач вашего ребёнка в будущем, плюс одно из основных условий успешного обучения.
Перечисленные варианты фонетических упражнений, конечно же, не исчерпывают всего многообразия фонетических игр и заданий. Немного фантазии и ваш ребенок будет развиваться играя.
Т.Е. Камышанова Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |