Важный этап обучения аутичного малыша — это обучение имитации — умению подражать, которое, по сути, является основой любого обучения. Ребенок должен уметь повторить те или иные действия по просьбе взрослого.
Начинать следует с имитации действий крупной моторики, в рамках выполнения несложных инструкций. Если у ребенка наблюдается спонтанная имитация, сперва вы попробуйте повторять его действия. А когда малыш включится в игру и постарается повторить действие за вами – поощрите его, используя мотивационный стимул. Постарайтесь продолжить игру, добавив при этом инструкцию «Сделай так!».
Если спонтанная имитация отсутствует, или же ребенок не может понять вашу просьбу, используйте физическую подсказку. Повторите инструкцию «Сделай так!» и, к примеру, хлопните в ладоши. После этого помогите ребенку хлопнуть вам в ответ, направляя его ручки своими руками, и дайте поощрение.
Подключите к занятию папу: вы — просите ребенка повторить хлопок руками, а папа — поможет малышу, направляя его руки. Постепенно сводите к минимуму физическую подсказку. Сначала, после того, как вы подадите инструкцию, папа сам должен хлопать ручками малыша. На следующем этапе — лишь задавать направление, слегка подталкивая ручки ребенка. До тех пор, пока малыш не хлопнет в ладоши самостоятельно.
Во время обучения имитации также можно использовать зеркало. На начальном этапе выполняйте несложные действия: встать, сесть, сложить руки за партой, попрыгать, помахать руками. Когда ребенок научится повторять за вами простые действия, усложняйте задачу и приступайте к обучению более сложным навыкам: нарисовать линию или написать букву, расчесаться, при проблемах с речью — повторить звук.
Полезны музыкально-ритмические занятия с шумовыми инструментами.
Перед началом ABA-терапии важно провести специальное тестирование стимулов мотивации и определить какое именно поощрение лучше всего мотивирует ребенка.
Различают несколько видов тестирования мотивационных стимулов. Их суть в том, чтобы ребенок по собственной воле выбрал предмет, который ему нравится. При этом ребенку дают комбинации из 2 предметов, а потом подсчитывают сколько раз ребенок выбрал тот или иной предмет. Самый популярный является наиболее мотивационным.
Также существует тестирование методом исключения. Сначала ребенок выбирает наиболее мотивационные и интересные предметы, а потом — менее. Таким образом получается некая возрастающая от более мотивационных предметов к менее мотивационным. Это помогает составить иерархию качественных стимулов мотивации и показать настоящие увлечения ребенка. В основном съедобные поощрения пользуются большей популярностью, чем несъедобные, особенно у детей. Поэтому стоит разделять эти предметы и проводить тестирования отдельно, чтобы оптимально изучить мотивационные поощрения в этих областях. Более того, мотивационные стимулы – это не только еда, игрушки или же другие предметы развлечений, ими также могут быть действия – прыжки на батуте, поход в парк, игры в песке и другие, в зависимости от личных качеств ребенка.
С уважением, специалист по реабилитационной работе в социальной сфере, Карцева Е.И. |