Уважаемые родители! Добро пожаловать в реабилитационный центр «Жемчужина», где с июля этого года работает служба ранней помощи детям от рождения до 3 лет. Первое занятие состоялось 16 июля. Все вопросы можно задать по тел. 6-15-75
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии ребенка. В этом возрасте закладываются такие личностные качества, как самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды. Быстрые темпы развития в период раннего детства могут оставить незамеченными незначительные отклонения от нормы, но это может привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка.
Наблюдения за динамикой физического и духовно – эмоционального развития ребенка в первые годы жизни позволяют понять, какое огромное значение имеет этот период. Исследования физиологии мозга и детской психологии показали, что ключом к развитию умственных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни. Никто не рождается гением – все зависит от стимуляции и степени развития мозга в решающие годы жизни. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей малыша.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Следовательно, главное в этом возрасте – его обогащение, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов.
Еще одним средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей является формирование элементарных математических представлений. В процессе оперирования различными группами предметов у ребенка формируется осознание понятия количества. Умение наблюдать, воспринимать группу предметов, собирать предметы вместе, накладывать их друг на друга, ставить в ряд, раскладывать, группировать предметы, - все это способствует формированию первых количественных представлений.
В этот период жизни обогащается активный и пассивный словарь ребенка, развивается связная речь, отрабатывается звукопроизношение. Развитие речи способствует рассказывание сказок, стихотворное сопровождение всех действий, разучивание стихов коллективно. Огромное значение в развитии устной и в будущем письменной речи ребенка имеет развитие ручной и пальцевой моторики. Для этого используются: пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина и соленого теста, рисование, аппликация, шнуровка, сортировка мелких предметов.
Задачей умственного развития является формирование памяти, внимания, мышления. У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Поэтому именно в игре с родителем и другими детьми формируются такие важные психические функции.
С каждым годом жизнь предъявляет более высокие требования не только ко взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта и творческих способностей. Иными словами, любовь и разумная забота близких людей способствует правильному формированию мозга ребенка.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Н.Н. Руденко |