Застенчивость-черта
характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание
окружающих, немотивированном чувстве стыда. Она формируется в детстве и
зависит, прежде всего, от отношения родителей к своему ребенку. Чаще всего
застенчивость – ото результат подавления взрослыми детской активности. Запреты
родителей, наказания, насмешки провоцируют у ребенка страх на проявление
инициативы, любознательности. Дети начинают бояться своих родителей, затем
воспитателей и учителей. Некоторые не любят шумных игр, у них тихий голос,
настороженный взгляд. Они внимательно следят за взрослыми, боясь сделать
что-нибудь не так. Эти дети часто болеют, но для них болезнь-отдых от запретов.
Во время болезни им больше позволяется. Застенчивость
вызывают следующие причины: - Застенчивость
самих родителей, которым он подражает.
- Подавление
активности ребенка с самого раннего возраста.
- Наличие у ребенка какого-либо
физического дефекта либо внушенного окружающими мнимого недостатка.
- Нервозная обстановка в семье,
травмирующая психику ребенка.
- Агрессивные или авторитарные родители,
которые игнорируют индивидуальность ребенка, свои требования ставят во главе
всего процесса воспитания.
- Формирование у ребенка таких
целей-идеалов, которых он никогда не сможет достичь.
- Психологическая установка со стороны
взрослых: «Он застенчив», Он у нас молчун».
- Отсутствие необходимых навыков для
полноценного общения.
Отрицательные стороны
застенчивости. Застенчивый
ребенок всегда находится в «зоне равнодушия» учителя: его не за что ругать, так
как он не нарушает порядок, но его и не за что хвалить, так как он редко
проявляет инициативу. - Ребенок
трудно знакомится с людьми, редко сам находит себе друзей.
- Часто
переживает отрицательные эмоциональные состояния: тревожность, депрессию.
- Эти
дети недостаточно напористы и испытывают трудности в выражении собственного
мнения.
- У
них наблюдается излишняя сдержанность.
Иногда взрослые и сверстники принимают застенчивого ребенка как
недоброжелательного, высокомерного в общении с другими.
- В
присутствии посторонних людей наблюдаются не только трудности общения, но и
мышления.
Однако застенчивость имеет и свои положительные стороны.Застенчивость
оберегает внутреннюю жизнь ребенка от постороннего вторжения; ребенок сохраняет
свою индивидуальность.Застенчивые
дети не обижают близких, других детей и не причиняют им боли. Застенчивый
ребенок разборчив в своих взаимоотношениях с другими детьми, он избегает
активных, агрессивных, жестоких детей и взрослых.Застенчивый
ребенок избегает конфликтов. В начальной школе от ребенка требуется
активность в усвоении материала, в установлении контактов с детьми и учителями,
самостоятельность при выполнении домашних заданий, инициатива в решении
некоторых бытовых проблем. В этот период застенчивость начинает мешать в достижении
успеха. Учителя отмечают, что ребенок боится отвечать на вопросы, никогда сам
не поднимает руку, не может подружиться с другими детьми. У застенчивых подростков возможны вспышки
гнева, злости, немотивированной агрессии. Если у агрессивного ребенка мы
ожидаем агрессивного поведения и пытаемся его предупредить, погасить,
социализировать, то у застенчивых детей агрессивность появляется внезапно.
Никогда не знаешь, когда она прорвётся. Напряжение, долго удерживаемое внутри,
в какой-то момент, как гнойник, вскрывается и проявляется в виде деструктивного
поведения. Возможны негативные
последствия сдерживаемой активности застенчивого подростка: насилие, стремление к власти, алкоголизм,
наркомания, мастурбация, бродяжничество, суициды, аутоагрессия, соматические симптомы (сердечные, желудочные расстройства). Это лишь некоторые последствия
застенчивости подростков, которые становятся мешающими факторами в процессе
взросления. Способы преодоления застенчивости у
детей. - Тщательно
пересмотреть свои претензии к ребенку.
Предоставить ему полную свободу проявления своей инициативы, поощрять
любую его активность.
- Чаще
приглашать гостей в дом, так как на своей территории ребенок ведет себя
активнее, чувствует защищенность, знает, что он хозяин.
- Больше
уделять ребенку внимания, не создавать ему «зону равнодушия», чаще хвалить за
достижения даже незначительные.
- Учить
навыкам общения с помощью игр. С раннего
возраста поощрять игру со сверстниками.
- Развивать
уверенность в себе: дать ребенку поручение, за выполнение которого он будет
нести ответственность.
- Ни
в коем случае не пытаться расшевелить ребенка насмешками, укорами. Не задавать ему вопросов типа: «Почему ты
такой молчаливый, грустный?» Старайтесь не замечать его застенчивости.
- Необходимо
обеспечить застенчивому ребенку психологическую защищенность. Он должен
чувствовать, что дом, сад, школа-те надежные и безопасные места, где его ценят,
с его мнением считаются и где его своеобразие и индивидуальность поощряются.
- Давать
возможность ребенку иногда быть «плохим» то есть проявлять необходимую
оборонительную агрессию без разрушительных последствий, поощрять активность,
даже если результатом ее становится незначительное
разрушительное действие (сломал игрушку, играя в футбол, разорвал брюки и
т.п.). Именно взрослый может регулировать этот процесс (рвать можно, но старую
газету, пинать можно, но лучше-мяч, стрелять можно из игрушечного пистолета, но
не в людей и т.п.)
Если родители застенчивого
ребенка будут терпеливыми и внимательными к своему ребенку, то можно с
уверенностью утверждать, что застенчивость, мешающая ему, будет постепенно
преодолена. Информацию
подготовила педагог-психолог
А. Ситникова
|