Движение рук тесно связаны с развитием речи. Все дело в близости речевой и двигательной зон в коре головного мозга. Формирование речевой области совершается, в том числе под влиянием импульсов от движения рук: возникнув в двигательной зоне, импульс быстро распространяется и на близкую к нему речевую зону. Так расходятся круги по воде от брошенного камешка.
Стимулировать кинестетические (двигательные) ощущения, улучшать трофику (питание) тканей и кровоснабжение пальцев, нормализовать мышечный тонус и добиваться необходимой силы мышц могут помочь пальчиковые игры, дополнение примами самомассажа.
Как и классическая пальчиковая игра, игры с элементами самомассажа сочетаются с проговариванием коротких стихотворений или рифмовок.
Нужно обратить внимание, что желательно выбрать карандаш с гранёной поверхностью: его легче удерживать, а грани значительно усиливают массажный эффект.
Предлагаю краткое описание и методические указания по выполнению упражнений с элементами самомассажа, с помощью которых дети могут развивать и совершенствовать тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения.
|
«Послушный карандаш»
(самомассаж ладоней)
Зажмите карандаш между ладонями. Пальцы выпрямите, и направьте вперед. Прокатываем карандаш вперед-назад, перемещая его вдоль мягкой части ладошек. Проговаривая текст.
«Вот какой послушный наш
Славный добрый карандаш.
Я его в руках качу;
Вперед, назад и как хочу!»
|
|
«Карандашик не роняйте!»
(самомассаж ладоней и пальцев)
Зажмите карандаш между ладонями. Поверните руки так, чтобы ладонь правой руки была направлена вверх. Прокатываем карандаш вперед-назад, так чтобы карандаш «добегал» до кончиков пальцев. Поменяйте положение: теперь вверх повернута левая ладонь.
- Карандаш бежит вперед, а потом наоборот.
Эй, ребята, не зевайте; карандашик не роняйте!
Поменяй-ка, друг, ладошку; потрудись ещё немножко. Карандаш бежит вперёд, а потом наоборот
|
|
«Потянулись!»
(поверхностный самомассаж кончиков пальцев)
Зажмите карандаш в левой руке, между подушечками большого и указательного пальцев. Сделайте несколько перетирающих движений; вперед-назад. Повторите упражнение, зажав карандаш между большим и средним, большим и безымянном, большим и мизинцем. Затем переложите карандаш в правую руку. Пальчики правой руки потяните, напрягая; раз и два («Потянулись. Потянулись!»).
- Мы ладошки разбудили. Ну, а пальчики забыли?
Ходит в гости карандаш; каждый пальчик будет наш!
Здесь все пальчики проснулись, Потянулись! Потянулись!(выполните упражнение для правой руки)
Снова в гости мы идём, карандаш с собой зовем
Ходит в гости карандаш; каждый пальчик будет наш!
И здесь все пальчики проснулись. Потянулись! Потянулись!
|
|
«Киса, киса» (самомассаж внешней стороны кистей рук)
Карандаш положите на стол горизонтально. Накройте его ладонью правой руки.
- Гладит ласково ладошка; (левой выполняйте поглаживающие движения правой руки: от запястья до кончиков пальцев)
Ручка отдохнет немножко (Поменяйте руку и повторите упражнение)
«Киса, киса» - как кота, гладит ласково рука.
Отдохнули и опять, будем весело играть!
(потрясите кистями рук)
|
|
«Молоток и гвоздик»
(самомассаж подушечки большого пальца)
Зажмите карандаш в правой руке, удерживая вертикально четырьмя пальцами. Что ели нам построить дом?
- Пальчик будет молотком. Гвоздем станет карандаш.
Он помощник верный наш. Словно гвоздик забиваем:
Пальцем карандаш толкаем (кончиком большого пальца проталкивайте карандаш вниз)
И другой рукой скорей все гвоздики забей (повторите для левой руки)
Вот такой хороший дом; (ритмичный хлопки ладонями)
Всем найдется места в нём! (поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест)
|
|
«Крепкий дом»
(глубокий самомассаж кончиков пальцев»)
Карандаш в правой руке. Удерживайте его вертикально между четырьмя крепко сжатыми пальцами и большим пальцем.
-Крепкий дом? Давай проверим, прочны в нём стены, двери. (сильно нажмите пальцами на карандаш ,словно хотите сломать его, расслабитесь, построите упражнение).
Да, они прочны. Теперь крышу и крыльцо проверь.
(переложите карандаш в левую руку и выполните упражнение)
Дом надёжный, Значит ясно; (ритмичные хлопки ладонями)
Будет в доме безопасно! (поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест)
|
|
Динамические упражнения с элементами самомассажа.
«Лесенка»
Зажмите карандаш вертикально: его нижний конец должен оказаться между основанием большого пальца и ладонью. Перехватите карандаш сверху другой рукой. Выполните перехваты, меняя руки. Добравшись до верхнего края, передвиньте карандаш. Повторите упражнение.
-Мы по лесенке зайдем
В наш красивый прочный дом
Один, два, три, четыре, пять будем снова мы считать.
|
|
«Крючки»
Удерживайте карандаш в горизонтальном положении, сжимая указательными пальцами у концов.
Куртку на крючок повесь,
я всех прошу раздеться здесь
Закройте за собою дверь
И проходите в зал скорей.
(попеременно то открывая, то закрывая пальцы –«крючки», передвигайте их к середине)
|
|
«Вытираем пыль»
Сколько грязи! Сколько пыли!
В доме мы прибрать забыли? (большим и указательным пальцами правой руки удерживайте карандаш за кончик горизонтально)
Тряпку в руки мы возьмём,
Стекла, мебель мы протрем.
(щепотью из большого, указательного и среднего пальцев левой руки выполняйте скользящие движения по карандашу, словно натирая его)
Ну, друзья, ещё чуть-чуть
И можно будет отдохнуть.
(поменяйте руки)
|
|
«Флейта»
Удерживайте карандаш горизонтально пальцами обеих рук. Кончики пальцев левой руки направьте к себе, правой – в противоположную сторону
- Садитесь, дети, чай попейте,
А я сыграю вам на флейте.
(последовательно поднимайте и опускайте пальцы, имитируя игру на флейте: указательные, средние, безымянные, мизинцы, и обратно мизинцы, безымянные, средние, указательные)
Кто хочет мне помочь играть?
Прошу за мною повторять.
|
|
«Флажок»
Для танцев нужен нам флажок.
Кто станцевать с флажком бы смог?
(удерживайте карандаш вертикально: сначала четырьмя пальцами правой руки (большой отведён в сторону), потом большим пальцем и ладонью)
Ну что ж в сторонке вам стоять?
И вас попросим станцевать.
(поменяйте руки)
|
|
«Принеси пирог»
Зажмите карандаш между средним и указательным пальцами правой руки.
Ну, а теперь пирог несите,
Но только, чур, не уроните.
(«шагайте» по столу, удерживая карандаш)
Мы выпьем чаю с пирогом.
(поменяйте руки)
Какой гостеприимный дом!
|
|
«До сви-да-нья»
Поверните ладони друг к другу. Удерживайте карандаш за концы между большими и указательными пальцами.
- Увы, уже пора прощаться,
Нам с вами надо расставаться.
Вы выполнили все заданья,
Давайте скажем: «До сви—да-нья!»
(кончиками пальцев правой руки последовательно коснитесь одноименных пальцев левой: указательные -«До», средние – «сви», безымянные – «да» , мизинцы – «нья». Повторите три раза. Опустите карандаш. Встряхните кисти, сделайте жест руками: «Пока-пока».)
|
Хорошая игра, помноженная на желание и терпение взрослого, станет залогом успеха. Нужно помнить: играя, вы помогаете руке ребенка окрепнуть, развивая и совершенствуя речь, а значит, подготавливаете к школьному обучению.
Медицинская сестра по массажу Овчаренко Т.Ю. |