- НЕЛЬЗЯ УНИЖАТЬ РЕБЕНКА
Унижение разрушает положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на этом свете. В результате может вырасти несчастный человек.
- НИКОГДА НЕ НУЖНО УГРОЖАТЬ
Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого. От угроз ребенок не перестает вести себя кое-как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, а потом обязательно "отыграется".
- НЕ СЛЕДУЕТ ВЫМОГАТЬ ОБЕЩАНИЯ
Обещания, как и угрозы, относятся к будущему - когда оно ещё наступит!? А ребенок живет настоящим. Вымогание обещаний разовьет в нем чувство вины, либо циничность в словах и поступках.
- НЕРАЗУМНО ТРЕБОВАТЬ НЕМЕДЛЕННОГО ПОВИНОВЕНИЯ
Ребенок не робот и не зомби. Ему необходимо время, чтобы понять и принять (или не принять) ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится. Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности.
- НЕ НУЖНО ДОПЕКАТЬ, ОПЕКАЯ
Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то делать сам. А это снижает самооценку и приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться - и так всё для тебя сделают.
- НЕЛЬЗЯ СЛЕПО ПОТАКАТЬ РЕБЕНКУ
Чем более конкретны "ДА" и "НЕТ", тем проще ребенку понять, что взрослый от него хочет. Некоторые правила ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют большего времени и терпения. Нужно быть последовательным, чтобы достичь понимания.
Ребенок не в состоянии понять взрослые понятия "иногда", "может быть", "отчасти" или "только в праздники"... А можно ли научиться переходить дорогу, если бы в понедельник, вторник и среду красный свет светофора означал "СТОП", а в четверг и пятницу - "МОЖНО переходить"?
Специалист по реабилитационной работе
в социальной сфере Л.И. Гаврилова |