Важным звеном помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Важную роль в этом процессе отводится психологам реабилитационных центров. Психологическая поддержка осуществляется в двух основных направлениях:
поддержка детей, имеющих отклонения в развитии
поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:
снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;
установление адекватных стилей семейного воспитания.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.
Главная цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие.
Основными задачами являются:
формирование положительного эмоционального настроя на занятие;
формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками группы (ребенок + родители).
Основные психотехнические приемы на данном этапе: спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона, игры на невербальные и вербальные коммуникации. Развлекательная форма занятий способствует сближению, создает положительную эмоциональную установку на занятие. Психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с ОВЗ.
Основная цель психологической поддержки – повышение внимания родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.
Список литературы:
1.Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
2.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001.
3.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Специалист по реабилитационной работе Фазулин Р. |