Тёплое семейное окружение, атмосфера любви и взаимопонимания, внимание и терпение родителей – это необходимое условие для полноценного и гармоничного развития личности ребёнка. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в усиленной поддержке и помощи близких людей. Родители являются основными участниками помощи ребёнку с ОВЗ, наряду с педагогами, воспитателями и другими специалистами, ведь именно они оказывают самое большое влияние на развитие ребенка.
Игра, а в особенности подвижная игра – это отличный способ сделать процесс физического развития полезным и приятным для самого ребёнка и членов семьи. Играя с детьми, взрослые начинают лучше понимать своего ребёнка, активно включаются в его сложный мир. Стремление детей к игре естественное и непреодолимое. Игра позволяет ребёнку свободнее выражать свои эмоции и фантазии, наиболее эффективно овладевать социальными и физическими навыками. Во время игры ребёнок не только развлекается, он ещё удовлетворяет своё любопытство, исследует окружающий социум и выплёскивает накопившуюся энергию.
Физическое развитие ребёнка с ОВЗ способствует формированию произвольной саморегуляции, развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации, графических навыков. Играя в подвижные игры, как можно чаще, вы способствуете уменьшению утомляемости, снятию напряжения психоэмоционального и физического, развиваете ловкость, скоординированность движений.
Многие подвижные игры формируют и развивают сразу несколько навыков, качеств личности или функций организма ребёнка. Далее приведены примеры различных подвижных игр родителя с ребёнком с ОВЗ, направленных на его всестороннее гармоничное развитие.
«Самолётики»
Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений
крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.
Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные самолетики.
Инструкция: родитель и ребёнок (далее участники) соревнуются, у кого самолётик дальше улетит.
Варианты: соревнуются, у кого дольше самолётик пробудет в воздухе или точнее приземлится в заданном месте.
«Робин Гуд»
Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и
туловища.
Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка) или мягкий «Дартс».
Инструкция: Дети становятся в круг. На некотором расстоянии от участников лежит обруч (веревка в форме круга или круг чертится на земле). В руках у участников мешочки. После того как ведущий произносит:
«Бросай!», оба участника бросают свои мешочки. Вместе определяют, чей мешочек упал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот, у кого больше точных попаданий.
Варианты: каждый из играющих (поочередно) становится ведущим и даёт команду к броску, бросать мешочки можно не в круг, а закидывать на стул.
Выигрывает тот, у кого больше мешочков оказалось на стуле. Вместо мешочков можно использовать мягкий (безопасный) «Дартс».
Мешочки или «Дартс» можно бросать из любого положения (сидя, стоя), одной или двумя руками. Можно поставить ребёнка ближе к цели, а взрослый становится дальше от нее.
«Боулинг»
Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности
движений.
Инвентарь: кегли, кубики, игрушки, мяч или игрушечный шар для боулинга.
Инструкция: Перед каждым участниками на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предметы, прокатив мяч или шар по полу. Выигрывает тот, кто сбил больше всех предметов за меньшее число раз.
«Грустные пальчики»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Инструкция: взрослый задаёт движения пальцами и кистями рук, а ребёнок повторяет за ним.
Наши пальчики грустят, (сжимают и разжимают пальцы рук)
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Мартинкявичюс Н.А.
|