Занятия с ребёнком по развитию речи
В домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи можно с помощью словесных игр. Предлагаем вам несколько игр, способствующих обогащению словарного запаса детей.
Игра "Шаги»
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в целом.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например: "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик).
Другие темы:
- "все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай)
- "все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава)
- «все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит)
- "ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек)
- "вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи ) и т.д.
- «слова утешения», «слова радости», «все, что едет», «всё красное» и т.д.
Игра «Волшебный мешочек»
Достать из мешочка предмет и описать его как можно подробнее. Например: лимон - это фрукт, желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке: виноград, апельсин, банан, зайчик, лошадка, лягушка и т.д.
Игра «Ассоциации»
Ребёнку предлагается карточка с изображением предмета. Нужно придумать как можно больше слов к изображенному на карточке предмету. Например:
- машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…);
- куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают…);
- лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, растет на грядке, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…);
- сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…);
- кастрюля (большая, синяя, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат…).
«Придумай рассказ»
Детям предлагается сюжетная картинка, например, «Девочка рисует красками». С помощью вопросов родителей дети распространяют предложения и составляют рассказ.
- За столом сидит (КТО?) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ?) – на табуретке. Девочка держит (ЧТО?) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ?) – красками. Девочка рисует (ЧТО?) – облака, природу, лето…
- «Мальчик катает снежный ком». (КАКОЕ?) время года на дворе – зима. (КТО?) гуляет на улице? – мальчик. (КАК?) мальчик одет? – тепло, по-зимнему. (ЧТО?) мальчик делает? – катает снежный ком. (ЗАЧЕМ?) мальчик катает снежный ком? – мальчик будет лепить снеговика.
С уважением, специалист по социальной работе
ГБУСО КО «Реабилитационный центр «Жемчужина» Радько И. М.
Источник: интернет
1. Памятка для родителей "Развитие и обогащение..."
infourok.ru›pamyatka-dlya-roditeley…obogaschenie…
Как развивать и обогащать слова |