«Развитие речи детей через словесные игры»
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять.Пусть игры будут интересными, весёлыми, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения.
Игра-это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за вами готовый ответ.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. Это игры, в которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.
- «Слово на ладошке» Назвать слова, которые находятся у вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2. «Что бывает?» Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зелёный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.
3. Скороговорки –«языколомки» необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
4. «Общие слова»
- Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
- Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это…
5. «Четвёртый лишний»
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
6. «Посчитай» Считаем всё, что можно: посчитать: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок_ и т.д.
7. «Скажи наоборот»
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …,маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
8. «Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой - либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме: «Назови фрукт, название которого начинается со звука «А» (апельсин, абрикос, ананас…)
9. «Большой - маленький»
Ребёнку предлагается назвать ласково: ложка- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
10. «Отгадай загадку»
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать загадки как можно чаще: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка)
Загадывайте детям описательные загадки: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
11. «Назови, какой…»
Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
12. «Подумай и ответь»
Предлагайте детям словесные логические задачи: Чего в лесу больше: ёлок или деревьев?
13. «Подбери слово»
Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
14. «Прочти стихотворение»
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
15. «Расскажи сказку»
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
С уважением, специалист по социальной работе
ГБУСО КО «Реабилитационный центр «Жемчужина» Радько И. М.
Материал: интернет
1.Памятки для родителей по развитию речи
kopilkaurokov.ru›Дошкольноеобразование›prochee/pamiatki_dlia…
|