Нередко у родителей возникает вопрос: не подрывают ли родительский авторитет статьи в газетах, журналах, передачи по радио, телевидению, где говорят о неправильном воспитании в семье, о педагогических ошибках отцов и матерей.
То, что проблема авторитета волнует родителей, - это хорошо, ибо настоящий авторитет – одно из самых важных условий успешного воспитания ребенка.
Результат воздействия на ребенка любого возраста определяется не только тем, чему и как их учат, что и как им говорят, но и тем, кто говорит, кто учит.
Сущность настоящего авторитета, его корни в одном – в поведении, включая все: работу, мысли, привычки, интересы, чувства. Если все это выражает стремление родителей быть такими, какими они хотят видеть своих детей, - им обеспечен в семье самый высокий авторитет.
Желание обойти этот путь и заслужить авторитет своих детей как-то иначе, более легким способом приводит только к видимости авторитета, к его ложным типам.
В некоторых семьях признаки ложного авторитета можно наблюдать и сегодня.
АВТОРИТЕТ СИЛЫ И ПОДАВЛЕНИЯ – самый страшный тип авторитета. Чаще всего им страдают отцы. Если отец дома всегда сердит, за каждый пустяк раздражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием – то это и есть авторитет подавления. Не нужно доказывать, что такой авторитет приносит один вред. Он ничего не воспитывает, только приучает держаться подальше от страшного папаши. Он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, воспитывает жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят чаще всего никчемные или ожесточенные люди, которые всю жизнь мстят окружающим за подавленное детство.
АВТОРИТЕТ РЕЗОНЕРСТВА. За него держатся родители, которые буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того, чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родители начинают скучную длинную надоедливую речь. Они думают, что в поучениях заключается воспитательная мудрость. В такой семье всегда мало радости, улыбок, здесь дети тоже стараются пореже попадаться на глаза родителям.
АВТОРИТЕТ ДОБРОТЫ. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае уважения детей, их послушания стараются добиться уступчивостью, мягкостью: детям разрешается все. Родители избегают всяких конфликтов, предпочитая семейный мир. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями. Родительское непротивление открывает самый широкий простор для необузданных детских желаний, капризов, вздорных требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно: в семье образовался вредный опыт.
АВТОРИТЕТ ПОДКУПА – самый безнравственный вид авторитета, когда послушание покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться – пойдем в цирк…
Думается, не отстаивают ли ложный авторитет те отцы и матери, которых страшат разговоры об ошибках в семейном воспитании? Ведь авторитет страдает не от того, кто не делает ошибок, а от того, кто не исправляет их.
По этому поводу есть известное высказывание: «Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто, делая ошибки, умеет легко и быстро исправлять их». Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного повторного труда исправления их – и мы будем на самой вершине.
Задачи воспитания, которые приходится решать современным родителям сложнее, чем те, что стояли перед нашими матерями и отцами, а тем более дедами и прадедами. Все дальше и дальше отходят времена, когда уже только то, что родитель кормил и одевал ребенка, давало ему достаточный для воспитания авторитет.
Общество предъявляет большие требования не только к тем, кого воспитывают, но и к тем, кто воспитывает, к семье – к самим родителям.
С уважением, специалист по реабилитации в социальной сфере Гаврилова Л.И.
|