Суббота, 23.11.2024, 10:04
  ГБУСО КО "Реабилитационный центр "Жемчужина"    
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Нам важно Ваше мнение: оцените качество услуг, предоставляемых специалистами учреждения
Всего ответов: 188
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2021 » Март » 5 » «Обучение самообслуживанию и хозяйственно – бытовому труду детей с ОВЗ»
09:40
«Обучение самообслуживанию и хозяйственно – бытовому труду детей с ОВЗ»

Привить ребенку навыки самооб­служивания – значит научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, по возможности пользоваться расческой, мы­лом, зубной щеткой, туалетной бумагой.

Существуют специальные спосо­бы обучения ребенка самостоятельному приему пищи. Прежде всего, кормите его чайной или десертной ложкой. При этом лучше используйте кашеобразные блюда. Содержимое первой ложки попа­дает в рот ребенку при полной его без­участности. Со второй ложкой следует дождаться того момента, когда ребенок верхними зубами и верхней губой за­хватывает пищу. Так малыш постепенно приучится брать пищу активными дви­жениями губ. Не сразу, медленно и дозированно, задерживая ложку во рту ре­бенка, вы научите его такому сложному движению, как отхлебывание.

Со временем движения губ и голо­вы ребенка при кормлении станут актив­нее: достаточно только поднести ложку ко рту. В ответ на касание ложкой губ малыш наклоняет головку вперед, рас­крывает рот и отхлебывает пищу. ­

Обучая ребенка пользоваться лож­кой, вы первоначально управляете его рукой. По мере взросления дети приу­чаются есть самостоятельно, но многие делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях поступайте следующим образом: не давайте всю порцию еды сразу, а кладите ее на тарелку частями, по мере надобности. Ребенок, быстро справившись с первой порцией, вынуж­ден некоторое время ждать, пока вы да­дите вторую, третью и т. д. Тем самым он невольно привыкнет есть медленнее.

Научить ребенка самостоятельно умываться – непросто, это длительный процесс, состоящий из многих этапов. Прежде всего пусть малыш привыкнет к воде, сначала теплой, а затем холодной. Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игру: вы вместе с ребенком купаете куклу, пускаете лодочку, достаете со дна тазика затонувшие предметы и т. п. Настает очередь следующего эта­па. Поиграйте с ним в как бы умывание: потрите сухие руки одна об другую, сло­жите ладони так, как это делается при умывании. Держа руки ребенка в своих, вы потираете его ладошки друг о друга, проводите ими по лицу малыша. Теплая вода, спокойный темп водной процеду­ры, поощрение каждого самостоятельно­го движения непременно сделают умы­вание приятной для него процедурой. Во время умывания (как, впрочем, и в других случаях) обязательно разгова­ривайте с ним. Показывайте, называйте части тела, предметы туалета и просите ребенка повторить за вами.

Серьезная проблема для ребенка – научиться самостоятельно одеваться. Конечно, вам гораздо проще сделать это самим, чем многократно показывать одни и те же действия, не видя при этом никакого результата. Тем не менее будь­те терпеливы, систематически проводи­те эту работу, не меняйте порядок ее вы­полнения. Вначале, поощряя малейшее самостоятельное движение ребенка, по­могайте ему правильно держать ногу, чтобы надеть колготки, поднять руки, когда с него снимают кофточку, вместе с ним снимайте заранее расшнурованные ботинки. Таким образом, действие фор­мируется совместное. Это важнейший этап первоначального обучения. Позд­нее, по мере овладения элементарны­ми умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно.

Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать бо­тинки, необходима длительная трени­ровка. Советуем вам изготовить специ­альные пособия. На жилете с пуговицами и петлями различной величины покажите ребенку, как застегивать пуговицы, на­чиная с крупных и постепенно переходя к более мелким. Для тренировки в шну­ровании ботинок используйте дощечку, в которой проделайте два вертикальных ряда отверстий. На этом пособии, сде­ланном более крупно, чем соответству­ющая часть ботинка, научите ребенка шнуровать и завязывать шнурки. Все операции (вдевание шнурка, шнуровка и завязывание) проводите поэтапно, а затем объединяйте, после чего можно перейти и к настоящим ботинкам.

Внимательно наблюдайте за ак­тивностью ребенка, словами, жестами поощряйте любую его попытку самосто­ятельно выполнить то движение, кото­рому обучаете, иначе вы можете пога­сить те слабые проблески инициативы, которые затем грозят смениться полной пассивностью. Если ребенок научился надевать и снимать одежду, складывать и убирать ее в определенное место, зна­чит, вы воспитали у него привычку к ак­куратности и сформировали некоторые положительные навыки поведения.

Очень часто приходится наблю­дать, как родители, считая своего боль­ного ребенка заведомо неспособным выполнять даже самую элементарную домашнюю работу, тем самым ставят его полную зависимость от окружающих, приучают к иждивенчеству. Это глубоко ошибочная точка зрения. Дети, страда­ющие нарушениями интеллекта, способ­ны выполнять простейшие виды домаш­них дел. Например, они могут вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду, поливать из детской лейки цветы и т. п. Периодически меняйте эти обязанности, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой. Выработать у ребенка какие бы то ни было трудовые навыки можно, только многократно показывая все операции.

Объясняйте ребенку задания простыми, привычными для него словами и выра­жениями. Если малыш не справляется, не настаивайте на своем. Предложите ему выполнять более легкие действия с предметами, но в дальнейшем обяза­тельно вернитесь к заданию, которое ранее оказалось для него трудным.

                                                                                         konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-znachieniie-ighry-v-zhizni-riebionka_4

                                                                                                                                                                                   

                   По материалам  интернетресурсов.                                                    

                                                                                                                      С уважением, специалист по социальной работе С.Ф.Калинина

Просмотров: 133 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz