Развитие речи начинается с 3 месяцев, с периода гуления. Малыш как бы «пробует звуки на вкус». Это период подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Начинается процесс развития понимания речи. Ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. 9-10 месяцев – ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых слогов (мама, папа, баба, биби).
К 1 году словарь от 10 слов до 50
В этот период необходимо развивать пассивный словарь, т.е. это те слова, которые ребенок произнести еще не может, но знает этот предмет, если его попросить показать вам.
К 2 годам: 250 -300 слов.Начинают формироваться предложения, состоящие из 2 -3 слов.
К возрасту 2,5 года – отличается нарушение слоговой структуры слов в многосложных словах и это допустимо, т.е. малыш еще тренируется в произношении малознакомых слов.
К 3-м годам словарь насчитывает 800-1000 слов.Фразы усложняются и в предложении уже 5-7 слов. Речь становится полноценным средством общения. Формируется грамматический строй речи. Малыш в речи делает свои выводы, обобщает, начинает анализировать.
В период от 1 до 3-х лет четко произносит следующие звуки: а, у, о, и, э, ы, п, б, м, ф, в. Если вы видите, что многих звуков нет, речь невнятная, наблюдаются многочисленные замены, пропуски целых слогов, необходима логопедическая помощь, которая направлена на:
-Подготовку артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков, тренируя его во время артикуляционной гимнастики.
-Если малоподвижный язычок, хорошим эффективным средством является логопедический массаж язычка.
-Развитие слухового внимания и слухового восприятия речи. Ребенок не различает на слух парные звуки, например: в-ф, с-з…путает их, заменяет один звук на другой.
Интересные игровые упражнения помогут развить его слух.
-Развитие мелкой моторики пальцев. Пальчиковая гимнастика. Зачем она нужна, недоумевают родители? Все дело в том, что речевой центр является частью двигательного центра в коре головного мозга.
Таким образом - развивая крупную и мелкую моторику рук, делая массаж пальчиков и ладошки, вы активизируете развитие речевого центра.
К 4 годам все основные звуки должны быть сформированы, также шипящие и свистящие.Словарь 1000 – 2000 слов.
Малыш жаждет общения, очень любознателен. Он познает мир и задает тысячу вопросов. Будьте терпеливы! Объясняйте спокойно и доходчиво – так, чтобы малыш усвоил новое понятие. В период с 3 -4 лет четко произносит звуки: т, д, н, к, г, х, й, с, з, ц. 4 до 5 лет звуки: ш, ж, ч, щ, л, л'.
К 5-ти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500 – 3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется.
К 5-ти годам, при нормальном развитии у ребенка должны сформироваться все звуки (ждем только звук р).
Специалист по реабилитационной работе в соц.сфере Кошевец С.М. |